ЕРМОЛИН Рем Николаевич

Коллекции / Искусство Республики Коми Ермолин Рем Николаевич / Подробно
   Живописец. Лауреат Государственной премии Коми АССР (1972), народный художник Коми АССР (1980), народный художник РСФСР (1985). Учился в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Ленинград) на живописном факультете у В.М. Орешникова (1954-1960). Председатель Правления Союза художников Коми АССР в 1962-1964, в 1970-1986 годах.

   Работает в разных жанрах, но главное место в его творчестве занимают картина и портрет. Ермолин – признанный мастер большой станковой картины, отмеченной острым чувством современности. Она выражается не только в сюжете, но и в самом пластическом языке произведения, с характерными для него живописной свободой, выразительностью композиционного решения, тончайшим ощущением цвета. Источником вдохновения для художника является Республика Коми, взрастившая его творчество, представляющее пример искренней любви к родному краю. Эта жизненная позиция ощущается во всех произведениях Ермолина – автора ряда серий, над которыми он трудится на протяжении многих лет, обобщая впечатления от своих многочисленных поездок.

   Красной нитью проходит она в ранних работах, посвященных шахтерам и нефтяникам Заполярья: “Смена” (1960), “Белая тундра” (1965), “У ламповой” (1967); находит свое продолжение в полотнах, обращенных к сегодняшнему дню Коми деревни: “Над Вычегдой” (1961), “Агафья Ивановна” (1965), “Механизаторы села ?” (1980), “В сельской кузнице” (1982), “На пилораме” (1984), “Грибная пора” (1984); к будням печорских рыбаков: “Ветеран с Печоры Д.И. Теньков” (1968), “Серебро Печоры” (1969), “Мастер лодок Д. Малышев” (1969), “Портрет бригадира печорских рыбаков Валентина Аксенова” (1970), “В палатке” (1970), “Печора. После тони” (1972), “Когда Печора штормит” (1973); к труженикам Сыктывкарского лесопромышленного комплекса: “Бумажницы Сыктывкара” (1974), “Бумажники. Групповой портрет бригады Р. Шарифуллина” (1974), “Бумага идет” (1974).

   Ермолин – приверженец реалистического изображения жизни. Он обладает особым даром находить сюжеты и мотивы, которые до него не были использованы в творческой практике. Кропотливо накапливает фактический материал, умело его аранжирует, добиваясь убедительной достоверности. Любая композиция – результат длительных размышлений, творческих исканий. И каждая отмечена уважением автора к простым труженикам, стремлением показать важность обыденного, раскрыть красоту и значительность будничного,повседневного.

   Живописная одаренность Ермолина с особой силой проявилась в красочных полотнах “Усть-Цилемского цикла”, история создания которого восходит к серии печорских работ. С большим профессиональным мастерством и глубокой человеческой чуткостью раскрывает художник в своих многочисленных произведениях старинный уклад жизни жителей заповедного уголка русского Севера -–села Усть-Цильма, типы и характеры людей, обычаи и бережно хранимые традиции предков. Центральное полотно цикла “Усть-Цилемская горка” (1974), воссоздающее перенесенный ныне на сценическую площадку старинный весенний хороводный народный праздник, сохранившийся в Усть-Цильме до наших дней, было удостоено диплома Академии Художеств СССР (1975).

   Годы работы Ермолина над циклом отмечены особой творческой плодовитостью. Кроме “Усть-Цилемской горки” цикл включает насыщенные тонкой наблюдательностью, бытовыми деятелями картины: “На Усть-Цилемской свадьбе” (1976), “В Усть-Цильме фестиваль” (1979), композиционные портреты, в которых окружение – природа, бытовая среда, предметный мир органично включаются в сотворение образа: “Усть-Цилемские подружки” (1969), “Дядя Паша” (1972), “В Усть-цильме. Портрет Клавы Булыгиной” (1974), “Усть-Цилемка перед зеркалом” (1976); пейзаж: “Рыбпункт выходной” (1967), “Усть-Цильма” (1967), “Усть-Цилемский берег” (1972),   “В Усть-Цильме дождь” (1976); натюрморт: “Печорские караси” (1969), “Рыбы вялятся” (1971).

  Цикл, состоящий из полотен “Возвращение. Ленинградка. 1944 год” (1967), “22 июня 1941 года” (1971), “Май 1945 года” (1982), “Никто не забыт” (1984) и портретов ветеранов, обращен ко времени Великой отечественной войны и памяти народной. Каждое произведение характеризует сложная разработка “драматургии”, вдумчивый отбор деталей, элементов пейзажа, сдержанность колористического строя.

   Ермолин – прекрасный пейзажист. В его искусстве, будь то картина, портрет или “чистый” пейзаж восприятие многоликой природы северной земли ощущается как простое и естественное чувство родного края. Задушевностью, лиризмом наполнены полотна “Печора разлилась” (1973), “Разлив на Сысоле” (1980), “Белая ночь в Каргорте” (1981), “Усть-Уса” (1987), “Лиственницы Усинска” (1991).

   Через все творчество художника проходит портретная галерея современников. Образы людей творческих профессий дополняют портреты шахтеров, рыбаков, жителей деревни: “Портрет художницы Е.Ф. Ермолиной” (1965), “Портрет художника В.Г. Игнатова” (1971), “Портрет скульптора А.П. Бухарова” (1982), “Портрет актрисы Г.П. Лыткиной” (1983), “Портрет Виктора Морозова” (1992), “Автопортрет” (1993) и другие. С 1957 года Р.Н. Ермолин – постоянный участник всех Коми республиканских художественных выставок.

   Участник зональных выставок “Советский север”, выставок “Советская Россия” и всесоюзных. Его творчество неоднократно экспонировалось за рубежом в Германии (1962, 1972), Польше (1971), Чехословакии, Румынии, Монголии (1972), Болгарии (1978). Кроме Сыктывкара (1977, 1985) персональные выставки художника проходили в Москве (1976) и Ловече (Болгария. 1984, 1986). Произведения Ермолина хранится в Национальной галерее Республики Коми.
обратнов начало