П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Республика Коми
Республика Коми



регионы

публикации
Полевые отчеты и дневники
 Сеппо Лаллукка (Хельсинки).: Коми-Пермяцкий АO :. 
Чердынско-язьвинский край в конце XIX в. глазами финского студента Севери Нюмана

На волне финского национального пробуждения в XIX в. финно-угорские народы России стали представлять значительный интерес для гуманитарной научной общественности Финляндии. Для того, чтобы лучше познавать свою историю и происхождение финского языка, была развернута активная научно-экспедиционная работа среди родственных по языку народов. Эта деятельность касалась и коми-пермяков.

весь текст > > >

 

 Сирелиус У.Т. (Хельсинки).: Республика Коми :. 
Из путешествия по северо-востоку России. Путевые заметки.

Паровоз, привёзший меня из Финляндии, просвистел в последний раз, и через мгновение я шёл по привокзальному мосту сквозь огромное скопление людей. Влияние большого города очевидно, однако, в то же время, ощущаешь, как будто попал в необычайно большое государство. Всё по эту сторону границы становится как по мановению ока совершенно иным. Огромные кони тянут непомерно большие и грубовато изготовленные кареты. Одежда извозчиков просторна, в глаза бросается широкая обувь рабочих.

весь текст > > >

 

 Шарапов В.Э. (Сыктывкар, КНЦ УрО РАН).: Республика Коми :. 
Христианские сюжеты в фольклоре коми старообрядцев Средней Печоры.

При рассмотрении традиционной обрядности коми старообрядцев Средней Печоры значительный интерес представляют не только те или иные особенности обрядовых текстов, обусловленные этнической историей данной местности, но и народные толкования ритуальных действий и предписаний. Подобные фольклорные тексты определяются исследователями как "имеющие своими источниками канонические и апокрифические жития и являющиеся образцами народной герменевтики, поэтическими толкованиями книжных текстов, закрепленными в устной традиции". Примечательно, что подобные тексты представляют собой явную контаминацию христианской традиции (старообрядческой) и народной (коми) мифологий и содержат в себе в свернутой форме традиционные представления о групповых и индивидуальных нормах бытового и ритуального поведения, характерного для определенной этноконфессиональной группы. Таким образом, фольклорные толкования канонических старообрядческих текстов в контексте традиционной семейной обрядности могут представлять собой ценный источник для изучения духовной культуры и традиционного мировоззрения коми старообрядцев-беспоповцев на Средней Печоре.

весь текст > > >

 

 Сирелиус У.Т. (Хельсинки).: Удмуртская Республика :. 
Из путешествия по северо-востоку России. Путевые заметки.

Мой путь к вотякам пролегал через Котлас и Вятку. В ночь на 1 августа я прибыл на одинокий полустанок Чутырь, расположенный ближе к Перми, чем к Вятке. У местных т.н. глазовских вотяков я не останавливался по той причине, что русское влияние уничтожило здесь много народного. Я проехал ещё почти две сотни вёрст дальше в Сарапульский уезд на юго-восточной окраине Вятской губернии, где также, как и в соседних Малмыжском и Елабужском уездах, вотяки лучше сохранили свой национальный характер.

весь текст > > >

 

 Романова Г.Н. (С.-Петербург, РЭМ).: Республика Коми :. 
Этнографические экспедиции в Коми 1973 -1976 гг.

В 1973-1976 гг. мною было предпринято этнографическое обследование территории Коми для сбора материалов, которые могли бы дать картину распространения традиционного домашнего ремесла и наиболее характерных промыслов с начала ХХ в., а также их сохранения в среде местного населения в 70-е годы ХХ в. Все годы, кроме меня, в экспедиции принимала участие лаборант сектора этнографии ИЯЛИ Коми филиала РАН Л.Я. Канева, которая не только помогала собирать материал, но и была переводчицей, так как некоторые пожилые женщины в отдаленных деревнях говорили только по коми. В 1974 году в экспедиции участвовала научный сотрудник сектора этнографии ИЯЛИ Коми филиала РАН Н.В.Титова. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить их за помощь в работе, но особенно хочется выразить восхищение и сказать слова благодарности, возможно запоздалые, тем людям из деревень, где мы побывали, за их мастерство, гостеприимство, широту души и щедрость, которые мы встречали повсеместно.

весь текст > > >

 

 Галиопа В.А. (С.-Петербург).: Республика Коми :. 
Использование древесной символики и некоторых архаических форм поминальных знаков из дерева при топографическом маркировании сакрального пространства в традиционной культуре верхневычегодских коми

В основу настоящего сообщения положены материалы, собранные в деревнях и сёлах коми, живущих по верхнему течению р. Вычегды и двух её левых притоков - рек Северной Кельтмы и Вочи (в пределах Усть-Куломского района Республики Коми) в ходе Верхневычегодской этнографической экспедиции, совместно организованной сотрудниками Национального музея Республики Коми (НМРК, г. Сыктывкар) и Российского этнографического музея (РЭМ, г. Санкт-Петербург), проходившей с 20 июня по 17 июля 2001 года.

весь текст > > >

 

 Голубкова О.В. (г. Новосибирск).: Республика Коми :. 
Священные кресты ижемских коми (по материалам экспедиции 2003 г. в Ижемском районе республики Коми)

Крест – один из древнейших сакральных знаков в мировых мифоэпических и религиозных системах; главный символ христианства. Придорожные, памятные, поклонные, обетные кресты имеют статус местных святынь [Белова, 2002, с. 259 - 260]. Нередко эти кресты могли служить деревенскими святынями, функционально тождественными почитаемым камням, родникам и деревьям [Панченко, 1998, с. 183]. Факт поклонения таким крестам (деревянным и каменным) в славянском мире достаточно известен как в Европейской России [Шляпкин, 1906; Панченко, 1998], так и в Сибири [Любимова, Голубкова, 2000], а также встречается у финно-угорских народов. Во время полевых исследований в селах северных коми – ижемцев, живущих по нижнему течению р. Ижма (с. Сизябск, д. Бакур, д. Кырныш, д. Ёль) были зафиксированы сведения о традиции сооружения деревянных крестов на окраинах поселков.

весь текст > > >

 

 Загребин А.Е. (Ижевск).: Удмуртская Республика :. 
В.П. Налимов в Удмуртии: к истории одного незавершенного научного проекта

История изучения удмуртского народа прошла к началу XXI века немалый путь, в ходе которого были времена блестящих открытий и научного подвижничества, но были периоды безликого тиражирования уже давно известных фактов или, что ещё хуже, научного «самоедства» и погони за конъюнктурой. Тем не менее, ушедшие поколения ученых, их поиски и труды не должны оставаться в забвении, несмотря на то, кажутся они нам актуальными, либо не вписывающимися в контекст сегодняшнего дня. Понимание высокой значимости исследовательского труда и книги сформировало современную этнографию удмуртов, в равной степени основанную на эмпирических данных и на историографических материалах.

весь текст > > >

 

 Конкка А.П. (Петрозаводск).: Республика Карелия :. 
Карельское и восточнофинское карсикко в кругу религиозно-магических представлений, связанных с деревом

Культ растительности в различных его проявлениях — от сакрализации отдельных видов растений до дерева (или части его) в функции обрядового символа — практически универсален. Почти столь же универсальна и идея дерева, лежащая в основе представлений о строении Вселенной… Одним из таких многозначных обрядовых и мифологических символов является карельское карсикко — особым образом обрубаемое или срубаемое хвойное дерево. Обычай делать карсикко был связан с переходными и иными важными для отдельной личности и родовой общины жизненными ситуациями.

весь текст > > >

 

 Понкратов Александр (Москва).: Республика Коми :. 
Вниз по Вашке. Удора — Лешуконье

Мысль о том, чтобы пройти вдоль Вашки до Лешуконского и выйти на Мезень возникла у меня вскоре после того, как начала определяться ситуация с нашим новым “объектом реставрации”. Успешно завершив в прошлом году работы на часовне в Средней Отле, уже успевшей стать легендарной, мои сыктывкарские друзья присмотрели в качестве следующего объекта деревянную часовню Параскевы Пятницы в деревне Кривое, что на Удоре, на той самой реке Вашке. Это непонятное в русском языке слово “Удора” в переводе с коми языка означает “к воде”, “к реке”. Удорский район расположен на западе Республики Коми; если взять административную карту, то можно увидеть этакий клин, врезающийся с востока в Архангельскую область. Этот клин и есть Удора. Здесь две большие реки, на которых издревле селились коми-зыряне – Вашка и Мезень. Начиная с некоторого момента они довольно продолжительный участок текут примерно параллельно, с юго-востока на северо-запад, и сливаются уже в Архангельской области, за посёлком Лешуконское.

весь текст > > >

 

 Шарапов В.Э. (Сыктывкар).: Тюменская область :. 
Материалы по поминальной обрядности у современных шурышкарских хантов

С начала 90 гг. ХХ в. сотрудниками отделов этнографии и фольклора ИЯЛИ КНЦ УрО РАН совместно с финскими фольклористами проводятся регулярные полевые исследования в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области – ареале совместного проживания коми-ижемцев и хантов. Одно из направлений исследований - символика традиционной семейной обрядности у современных носителей хантыйского и коми языков. В настоящем работе предлагается рассмотрение некоторых фольклорных и этнографических материалов по поминальной обрядности шурышкарских хантов.

весь текст > > >

 

 Шарапов В.Э. (Сыктывкар).: Тюменская область :. 
Ритуал изготовления личного духа-помощника  у салымских хантов

При рассмотрении института почитания личных и семейных духов у хантов значительный интерес представляет непосредственный ритуал изготовления их антропоморфных изображений. У салымских хантов до настоящего времени сохраняется традиция изготовления личных духов-помощников (айтонкэли) для тех чле­нов семьи, которые надолго или навсегда уезжают из родного дома. Считается, что айтонкэли рано или поздно затоскует по тем местам, где он был изготовлен, и тем самым вынудит своего владельца вернуться, хотя бы на время.

весь текст > > >

 

 Колчина Е.В. (С.-Петербург, РЭМ).: Республика Коми :. 
Материалы по ижемским коми. (Республика Коми, Ижемский район. 1995 год).

Экспедиции РЭМ в республику Коми на протяжении второй половины ХХ в. преследовали различные цели и задачи: рекогносцировка, сбор вещевого и фактологического материала для экспозиций и выставок, восполнение различного рода лакун музейного собрания. Однако в любом случае приоритет в методологическом плане отдавался работе по определенным исследовательским программам. Этот метод обладает бесспорными преимуществами в сравнении с остальными, поскольку позволяет коррегировать полевую работу другими видами деятельности в определенном научном, музейно-методическом и собирательском ключе.

весь текст > > >

 

 Котов О.В. (г. Сыктывкар).: Тюменская область :. 
Полевой дневник. Июнь 1992 года. Тюменская область, Нефтеюганский район, река Салым, стойбище Пунси-II

Праздник. Оленя забьем - вот и праздник. Его можно устраивать и летом, и зимой, когда оленя поймаешь. Собираются мужчины и женщины. Приглашает тот, чей олень будет. Намечает день, когда приходишь. Оленя забивают прямо у костра, где делали отцы, на том же месте. Этот костер только для праздника. Оленя привели, привязали, мужчины и женщины сидят возле одного костра. Затем читается молитва, материал вешается богам. Оленя поручают одному богу (ставят ему). Он принимает оленя. «Прими моего оленя, приглашай тех, кого ты хорошо знаешь, с кем ты хорошо живешь» Для женских богов - оленьих, для мужских - быков. Если нет, например, быка, а есть только олениха, то к уху привязывают ленточку (самке, например, бе-лую ленточку). Оленей посвящают Санки, Кон-ики, Явун-ики, Воих-орт-ики (который делит лосей и диких оленей, не домашних, по территориям), Ас-ики (рыбу делит), Терс-най (морской бог), Воих-орт-ики и всех зверей делит (соболей, например).

весь текст > > >

 

 Сурво В.В. (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
Традиционная вышивка в современном интерьере: «карельский стиль»

Орнамент вышивки представляет собой довольно консервативный  компонент традиционной культуры. Сохраняя мало изменяемыми многие элементы, мотивы и образы на протяжении длительного времени, эта сфера народного искусства отражает локальное многообразие культур, основополагающие черты мировосприятия, религиозно-мифологические представления и межэтнические контакты. Вышивка Карелии (бывшей Олонецкой губернии) рассматривалась во многих российских и финляндских исследованиях, материалы также публиковались в альбомах, каталогах и прочих научно-популярных изданиях.

весь текст > > >

 

 М.А. Кастрен (Хельсинки)  
Сочинения в двух томах. Путешествие в Сибирь (1845—1849)

Возвратившись из четырехлетнего путешествия по Сибири, совершенного на счет Императорской Академии наук, я почитаю первым долгом предоставить в Академию краткий отчет как о самом путешествии, так и о важнейших результатах его. В 1841 году я получил от г. статского советника Шёгрена приглашение принять участие в экспедиции, которую в то время снаряжала Императорская Академия наук в Сибирь. Г. Шёгрен писал, что в случае согласия на меня возложится главнейшим образом сколько возможно точнейшее изучение живущих в Сибири самоедов в лингвистическом и этнографическом отношениях.

весь текст > > >

 

 М.А. Кастрен (Хельсинки).: Удмуртская Республика :. 
Из путевых заметок. 1843 год.

… Первого мая старого стиля я выехал из Казани. Известно, как русские дороги в это время года разбиты и дурны, не мудрено, следовательно, понять, как сильно страдало мое бренное тело, изнуренное еще в Казани болезнью и сидячей кабинетской жизнью, от страшной тряски в беспокойном экипаже. Но юмор старого Шведа овладел и мною до такой степени, что у меня не выходила из головы прекрасная песня «Смертный, страдай, таков твой удел», и я с невозмутимым спокойствием выдерживал все пытки совершенно не поэтического почтового тракта.

весь текст > > >

 

 М.А. Кастрен (Хельсинки).: Тюменская область :. 
Пребывание в Обдорске

Хуже всего было то, что (в Обдорске) сначала я не мог найти ни одного христианина, который интересовался бы хоть чем-нибудь, кроме барышей и процентов. Да и чего же было ждать от людей, отказавшихся от всех радостей и наслаждений цивилизованной жизни, для того чтобы хитростью и обманом отнимать у простодушных, легковерных туземцев достояние их, добытое трудом и потом. Успех в этом развратил большую часть этих искателей счастья и поверг их в животную грубость, далеко отвратительнейшую грубости дикарей.

весь текст > > >

 

 А.А. Чувьюров, В.Э. Шарапов.: Республика Коми :. 
Местночтимые святыни у современных верхне-вычегодских коми

При рассмотрении проблематики, связанной с изучением народного православия у народов Европейского Северо-Востока России, значительный интерес представляют исследования локальных особенностей в христианской традиции, в частности, финно-угорского населения. Систематические исследования темы народного христианства у современных коми начали проводиться с конца 80 гг. прошлого века. В цикле публикаций фольклористов и этнографов ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, СыктГУ (Сыктывкар) и РЭМ (С.-Петербург) были представлены некоторые результаты полевых исследований о традиции, связанной с почитанием сельских святынь и проведением внехрамовых служб без участия священников у современных вычегодских, удорских и ижемских коми. В совместных публикациях сыктывкарских и петербургских исследователей, в частности, предлагается опыт типологии местночтимых святынь, а так же выделяется определенная “иерархия” почитаемых сельских святынь у современных сельских коми: “места, которые почитаются жителями разных деревень” и топографические объекты, “известность которых не выходит за пределы одной сельской округи”.

весь текст > > >

 

 В.Э. Шарапов.: Республика Коми :. 
Мужское/женское в дендрарной символике обрядов и поверий у коми

По удачному определению финляндской исследовательницы Лотте Тарка, в фольклоре финно-угорских народов образ леса выступает одновременно и как “лес культурных символов”, и как “зеркало социальной вселенной”. Некоторый опыт в обсуждении проблемы ритуального изоморфизма человека и дерева (дерева-двойника) в традиционном мировоззрении коми, представлен в исследованиях В.А. Семенова и Д.А. Несанелиса по традиционной семейной и календарной обрядности коми. В частности, авторы обращают внимание на ритуальную соотнесенность различных образов деревьев с оппозицией "мужское/женское" в символике предсвадебной обрядности коми.

весь текст > > >

 

 А.П.Конкка.: Республика Карелия :. 
Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел

В относительно недавнее время,на рубеже XIX—XX вв., характерным и значительным явлением карельского народного календаря были общественные (в основе своей, по-видимому, родовые или фратриальные) праздники с жертвоприношениями животных, проводимые в период летнего календарного цикла, в основном в июле-августе. Кратких упоминаний о жертвоприношениях из разных районов Карелии в литературе и полевых материалах достаточно много. Данная статья представляет неизвестный для русского читателя материал о жертвоприношениях, составленный из нескольких наиболее полных и характерных описаний обряда.

весь текст > > >

 

 Шабаев Ю.П., Шарапов В.Э.(Сыктывкар).: Республика Коми :. 
Коми-ижемцы и поморы: две модели культурной трансформации

Коми-ижемцы и поморы представляют очевидный интерес для антропологического изучения. Причем интерес этот направлен не на архаичные элементы их культуры, которые в значительной мере утрачены, а на историческую память и этническую (локальную) идентичность, которые являются основой для культурного позиционирования групп. В одном случае очевиден процесс реидентификации, который сопровождается попытками переосмысления групповой идентичности. Во втором случае под реидентификацией скрывается процесс конструирования этничности и стремление, используя историческую память, консолидировать группу как совершенно новое культурное сообщество.

весь текст > > >

 

 Власова В.В., Шарапов В.Э..: Республика Коми :. 
Символическое структурирование пространства у современных православных коми

В статье рассматривают некоторые механизмы символического освоения постсоветского культурного ландшафта села посредством традиционных обрядовых и религиозных практик, характерных для удорских коми. Так же, обсуждается вопрос о влиянии светских и духовных властей на формирование/трансформацию традиции почитания сельских святынь.

весь текст > > >

 

 В.В. Власова.: Республика Коми :. 
Одежда и конфессиональные атрибуты в традиции современных коми староверов

Исследователи отмечают, что в тех случаях, когда социум оказывается в положении изгоя, бытовое поведение наделяется особым смыслом и дополнительными функциями, обыденное обретает в знаковый статус. Сложившаяся в старообрядчестве система запретов и предписаний  регулировала поведение группы и отдельных ее представителей (внутри и за пределами группы), позволяя идентифицировать членов коллектива по принципу «свой» / «чужой». Исследователи отмечают, что во многих старообрядческих группах визуальные отличия являются одним из значимых символов принадлежности к группе, в связи с чем существуют предписания и запреты, регламентирующие покрой, цвет одежды, атрибуты и внешний вид верующего в целом.

весь текст > > >

 

 В.Э. Шарапов.: Республика Коми :. 
Одежда в поверьях печорских, вычегодских и удорских коми-старообрядцев

У коми староверов говорят, что одежда подобна вуджöр (тень-оберег) человека. Традиционно выражением пасьтöм морт (букв. ‘человек без одежды’) характеризуют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека, о  котором могут так же сказать - вуджöрыс абу, (т.е. ‘нет у него тени-оберега’).Не случайно, в прошлом ношение изодранной одежды воспринималось не только как нарушение норм традиционного этикета, но и считалось опасным для человека. Согласно поверьям печорских коми-старообрядцев, повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для её владельца.

весь текст > > >

 

 Сурво В.В. (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)

В обрядах русских, карел и вепсов Карелии обнаруживается немало общих моментов, что довольно характерно для  ритуального использования текстиля. Особенно можно выделить использование вышивки и шире – текстиля в свадебном  ритуале. Именно эта сторона обрядовой практики являлась сферой непосредственных контактов не только на внутриэтническом (межродовом), но и на межэтническом уровнях. Например, у русских Заонежья было принято брать в жены карелок. С учётом роли, которую вышивка играла в свадебной обрядности, несложно понять тесную переплетённость разноэтничных традиций вышивки.

весь текст > > >

 

 Сурво В.В. (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
«Девка прядет, а Бог ей нитку дает» «Девка прядет, а Бог ей нитку дает»

Карелия представляет собой своеобразный полигон этнокультурных контактов двух (с определённой долей условности) этнических миров – прибалтийско-финского и славянского (русского). Динамика этих контактов, ведущих своё начало со Средневековья, не ослабевает по сей день. Результатом стало формирование определённой «региональной» специфики, которая прослеживается во многих элементах материальной и духовной культуры, в том числе на материалах декора и в бытовании текстиля. «Текстильная» тема связана с женским началом, что обусловлено предназначением женщины в традиционной картине мира. Орнаментированный текстиль является своеобразным узлом, связывающим мировоззрение, мифологические представления с «предметной» сферой культуры.

весь текст > > >

 

 Фудзивара Д. (Тохоку, Япония).: Республика Карелия :. 
"Настоящее" и "ненастоящее" в русской магической традиции

Моя экспедиция начинается, как только самолет из Японии приземляется в аэропорту Шереметьево. Летом 2002 г. я впервые приехала в экспедицию в Россию. Интересуясь русской магической традицией, я собиралась поехать в отдаленные деревни расспрашивать старых “знающих” людей, то есть знахарок, колдунов и т.д. В общем, собирать “остатки” старых времен. Но сразу оказалось, что это не совсем правильно. Ведь не только в деревне, но и в городе, на даче, в поезде и даже в институте вокруг меня неожиданно возникали разговоры о магических происшествиях. А в газетных рекламах со стопроцентной гарантией столько знающих обещают снять порчу, вернуть мужа, обеспечить успех в бизнесе, избавить от запоя. В книжных магазинах продаются разные “практические” книги по магии. По телевидению и радио тоже демонстрируется магия. И если случается какая-то беда, то не только деревенские старики, но и молодые люди или люди с высшим образованием тоже обращаются к “знающим”, пользуются заговорами. Действительно, в современной России старина жива. Таким образом, все, что я встречала в России, стало для меня объектом исследования, начиная с деревенских бабушек до эзотерических книжных магазинов и даже фольклористов-этнографов. В настоящей работе рассматривается, какая традиция считается “настоящей” и “ненастоящей”, кто так считает, с какого времени и почему.

весь текст > > >

 



поиск

2


новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив



Временное промысловое жилище "Чом" локчимских охотников. У.Т. Сирелиус. 1907 г.




Интернет портал WWW.KOMI.COM
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты