П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Республика Коми
Республика Коми



регионы

публикации

Архив :: Полевые отчеты и дневники

 По материалам полевого дневника. (Республика Коми, Ижемский район. 1995 год).

Е.В Колчина

Экспедиции РЭМ в республику Коми на протяжении второй половины ХХ в. преследовали различные цели и задачи: рекогносцировка, сбор вещевого и фактологического материала для экспозиций и выставок, восполнение различного рода лакун музейного собрания. Однако в любом случае приоритет в методологическом плане отдавался работе по определенным исследовательским программам. Этот метод обладает бесспорными преимуществами в сравнении с остальными, поскольку позволяет коррегировать полевую работу другими видами деятельности в определенном научном, музейно-методическом и собирательском ключе.

Последние выезды музейных специалистов в Ижемский район состоялись в 1959 г. (Т.А.Крюкова, М.А.Браун) и в 1960 г. (М.А. Браун)[1]. О характере проведенных исследований можно судить по экспедиционным отчетам. Так, во время летней экспедиции 1959 г. Ижемский район был лишь одним из пунктов полевого маршрута. Эта поездка носила в основном предварительный характер, поскольку предыдущая экспедиция к коми-ижемцам состоялась ещё до войны - в 1935 г. <В результате большой и напряженной работы, проведенной в Ижемском районе (селения Ижма, Бакур, Сизябск) под руководством Т.А. Крюковой был собран значительный вещевой, иллюстративный и фактический материал. Особый интерес представляет комплекс свадебной одежды ижемцев ХIХ - ХХ веков, для которого характерна неоднократная смена костюмов во время свадебного ритуала>[2], - пишет в своем обстоятельном отчете Марина Александровна Браун. Кроме этого, была приобретена женская, мужская и детская зимняя одежда из оленьего меха, меховые сумки, деревянная утварь. Всего собрано 58 разнообразных предметов (коллекция 7192).

Вторая поездка в Ижемский район состоялась в феврале 1960 г. и была приурочена к празднованию дня оленеводов (12-14 февраля). Основная задача заключалась в приобретении этнографических предметов, характеризующих быт коми-ижемских оленеводов на кочевках. Было приобретено 38 экспонатов (коллекция 7242). Наиболее интересные из них - полные комплекты упряжи для трех оленей, женские нарты, люлька, детская постель из мха и оленьего меха, детская одежда, предметы кочевого быта, меховые сумки, лубяной короб и др. Удалось приобрести зимнюю одежду оленеводов и описать процесс ее изготовления из оленьих шкур[3]. В ходе экспедиции производилась фотосъемка (коллекция 9131, №№ 51).

Экспедиция 1995 г. в Ижемский район была предпринята совместно с Национальным музеем республики Коми (НМРК, г. Сыктывкар); в её составе: начальник экспедиции научный сотрудник НМРК В.Б. Липин, Т.А. Пьянкова, О.Н. Волокитина, фотограф Докучаева В.И. (НМРК), научный сотрудник ИЯЛИ Коми Научного центра УрО РАН В.Э. Шарапов и сотрудники РЭМ  Е.В Колчина и И.С. Фролова. Поездка была очень непродолжительной (всего 9 дней полевых исследований) и имела рекогносцировочный характер. Основная задача состояла в сборе фактологического материала по коллективной программе "Этнопедагогика" и поисковой теме "Традиционные представления о красоте". Сбор информации по первой из них являлся продолжением исследований по данной проблематике, сформулированной в 1992 г. как "Особенности социализации детей у финно-угров Поволжья и Приуралья" (руковод. доктор психологических наук Ю.Н. Емельянов). При её разработке делался акцент на анализе традиций и инноваций в методах социализации детей в условиях жесткого влияния индустриальной культуры; выявлении механизмов формирования у ребенка навыков адаптирования к окружающей природной и социальной среде. Методика непосредственного наблюдения и опроса (См. приложение) дают возможность установить традиционные для изучаемой этнической группы методы воспитания, а также заимствования и изменения в системе воспитания у различных этнических групп, находящихся в условиях контактного проживания с другими народами.

Собранные в ходе обследования 1995 г. материалы охватывают период от 20-х гг. до середины 90-х гг. ХХ в., что позволяет проследить развитие традиции на протяжении последних ста лет. В ходе экспедиции было опрошено 26 информантов (22 женщины от 1913 г.р. до 1971 г.р., 4 мужчины от 1919 г.р. до 1922 г.р.). Были получены данные, отражающие представления коми-ижемцев об этапах взросления - от рождения до вступления в брак и терминологию возрастной периодизации (напр., дзоля челядь - новорожденные, маленькие дети, примерно до трех лет; челядь - с 3-5 лет, <может сам ходить, есть, гулять>; примерно с 6 лет термины для обозначения детей подразделяются на девичьи и мальчиковые). Кроме того, были собраны сведения о методах социализации и предметном наполнении каждого возрастного этапа, информация по половой социализации, усвоению половых ролей, половому просвещению, трудовой специализации для мальчиков и девочек на каждом этапе взросления. Следует отметить материал о специализированных и неспециализированных институтах социализации (семья, общество сверстников, детский сад, школа и т.п.), а также о качественных характеристиках этих институтов с точки зрения внутрипоколенных и межпоколенных связей. Интересными являются полевые данные о традиционных играх и игрушках, прежде всего, о куклах - аканях, о способах их изготовлении и использовании. В частности была подтверждена устойчивость обычая, согласно которому короб с куклами, являющимися заместителями членов семьи, еще до недавнего времени входил в состав свадебного приданого ижемок. Есть сведения, что подобные короба до сих пор хранятся в некоторых семьях. Основными носителями данной традиции являлись женщины старшей возрастной группы (годы рождения с 1913 по 1932) и средней возрастной групп (годы рождения с 1941 по 1951). Женщины более молодого возраста знают, как делаются подобные куклы, однако допускают ошибки при их изготовлении, на что указывают старшие. Например, используют лоскутки не того цвета, не той фактуры или, в нарушение традиции, прорисовывают лицо, волосы и другие детали. Девушки и девочки 1985-95 гг. рождения таких кукол уже не делают и с ними не играют, хотя их бабушки мастерили аканей. Небольшая коллекция ижемских кукол была собрана нами в ходе экспедиции (коллекция 11683, пр. 9). Эти фигурки, изготовленные по нашей просьбе ижемками старшей возрастной группы, являются аналогами тех кукол, с которыми они играли в детстве.

Молодежные игры дают представления о характере взаимоотношений юношей и девушек, допустимой степени близости на гуляньях, нормах общения. Данные сведения позволяют сделать вывод о высокой степени целомудрия ижемской молодежи, среди которой добрачные половые связи являлись большим позором и были достаточно редким явлением. Об этом сообщали респонденты всех возрастных групп (с 1913 по 1973 гг.р.). Подобный факт объясняется, очевидно, влиянием и русской, и коми старообрядческой культуры. Кроме того, высокий уровень материального благосостояния, всегда отличавший ижемцев, был своеобразным ориентиром для молодежи на укрепление семейных устоев, обеспечивающих в немалой степени стабильность и в хозяйственных делах.

В ходе работы собирались сведения о начальном возрастном этапе - от рождения до достижения ребенком одного года, а именно: меры родовспоможения, система обрядовых действий, совершаемых над новорожденным, гигиена, питание младенца, окружающий его предметный мир: колыбель, одежда, обереги, игрушки.

В процессе работы удалось заметить, что наиболее удачно "работали" блоки вопросов, касающиеся периодов "Младенчество" и "Юность", в отличие от исследований в коми-пермяцком регионе, где наиболее полно шел сбор информации по теме "Детство"( экспедиция 1993 года в Коми-пермяцкий национальный округ проводилась совместно с Краеведческим музеем г.Кудымкар и ИЯЛИ Коми научного центра УрО РАН)[4]. Это связано, очевидно, с различием в семейном воспитании, социальной ориентации (ижемцы более ориентированы на брак, а пермяки - на продолжение рода), хозяйственной спецификой.

 Хотелось бы отметить сведения, касающиеся вопросов предпочтительности при выборе брачного партнера, с точки зрения нравственных качеств и внешней привлекательности. Была предпринята попытка сбора информации о традиционных представлениях о красоте. Подобные сведения в полевых условиях нами были собраны впервые. Этим объясняется форма подачи материала в данной статье. В ходе работы с информантами мы уделяли прежде всего внимание этическим моментам, поскольку женщины (мы беседовали на эти темы только с женщинами) реагировали на наши вопросы несколько настороженно, усматривая в этом личностный подтекст. Поэтому одной из главных задач была проверка корректности задаваемых вопросов. Нас интересовали сведения об идеальном визуальном образе юноши и девушки, сведения о народной косметологии, прическах, украшениях, одежде. В данной статье представлен обобщенный вариант фрагментарных сведений собранных в экспедиции.

В рамках данной публикации полевые материалы объединены в конкретные информационно-тематические блоки. Cледует указать, что в опросную выборку входили только те коми-ижемцы, которые являются уроженцами обследованных населенных пунктов; общение со многими из них велось через переводчика.

 Рождение ребенка - чужöм

Канева Агния Григорьевна, 1941 г.р., с. Ласта. "Новорожденного называют челядь<...> Приданое маленькому заранее не готовили - не к хорошему<...> Детские вещи покупала уже после рождения, потом вещи дочки передала в приданое внуку<...> Грудью старались кормить подольше. Если ребенок плохо брал грудь, то грудь мазали медом, сахаром. Прикармливали цельным не кипяченым коровьим молоком, жидкой кашей, печеньем<:> С 6 месяцев примерно сажали на горшок или держали на руках над горшком - так дети быстро приучаются к туалету." (Архив РЭМ.. ф.10. оп.1. Д.77 Л. 9-10).

Канева Надежда Родионовна, 1919 г.р., с. Гам. "Люльку - потан делал дед из березы, использовали и досочки, и прут, и бересту. В этой люльке качали всех детей в семье<...> От чужих глаз люльку закрывали занавеской, а под подушку клали булавку и образок<...> Пеленки делали из старых сарафанов." (Там же, Л.17)

Чупрова Мария Никитична, 1928 г.р., с.Сизябск. У Марии Никитичны девять детей, рожала всех в тундре в чуме. "Роды принимали чумработницы, помогали друг другу. Сразу после рождения ребенка моют теплой водой, в которую добавляют чуть-чуть мыла<...> Послед - матпылыс зарывают в землю или в снег, где угодно, потом место это забывается... Ребенка укладывают в берестяную люльку, которую делал отец. На подстилку из оленьего меха кладут ягель, а на него мех с груди оленя<...>" По мере необходимости сырой мох выбрасывают, мех просто стряхивали. Очень удобно, т.к. ребенок не краснеет, не преет. "Сверху люльку закрывали занавеской - от сглаза<...> Грудью кормили лет до двух, прикармливали сухим молоком, супом из оленины, кашей, чаем<...>" ( Там же, Л. 26-27)

Чупрова Анастасия Ильинична, 1920 г.р., с.Сизябск. У Анастасии Ильиничны девять детей. Всех кроме одного рожала в тундре, сама много раз принимала роды. "Один раз рожала прямо на снегу, потому что не успели разложить чум, а было градусов 50. Ребенка искупала прямо в снегу<...>". После того, как ребенка помоют, его кладут в берестяную люльку. Люльку выстилают оленьим мехом, затем засыпают опилками, высушенным болотным мхом, древесными грибами. Сверху покрывают длинным мехом с шеи оленя. Главное, чтобы ребенка не сглазили." ( Там же, Л. 28)

Ирина Федоровна Вокуева, 1921г.р., с.Сизябск. Ирина Федоровна рассказала, как мужчина-сосед сглазил ее дочку (поговорили о том, что девочка хорошо спит). С этого момента дочка стала плохо спать, плакать. "Пришлось пригласить бабушку Анну, которая сглаз снимала. Девочку под матицей сбрызгивала водой. Очень сильно руками махала поочередно направо и налево, брызгала, ворожила. После того, как сглаз был снят, девочка проспала тринадцать часов<...>. Сглазить любой может и специально, и случайно. На всякий случай следует прицепить булавку, а люльку обязательно завешивают. Ирина Федоровна показала люльку, которая храниться в доме. В этой люльке качали и детей, и внуков. Последний раз использовали в 1988 году. Хозяйка показала, как подвешивают люльку в доме. В матицу вбито металлическое кольцо, в которое продевают черемуховую жердь (лайкан) или цепляют металлическую пружину. К жерди или пружине не жестко ("на два пальца") крепят люльку. ( Там же, Л. 29,31) 

Дуркина Полина Ивановна, 1923 г.р., с.Ижма. "Приданое для ребенка заранее готовить нехорошо, но если никто не видит и не знает, то можно<...> Через сутки после рождения ребенка несли в баню старушки и там правили: брали за голову и три раза поднимали, чтобы шея и позвоночник были ровные. Так делают шесть месяцев. Растягивали так: правую руку и левую ногу по три раза сзади стягивали". ( Там же, Л.40) 

[?- Е. К.)] Аксинья Ивановна, 1919г.р., с.Кельчиюр. "После родов ребенка в бане моют, вытягивают ручки, ножки, вперед, назад, вверх, с приговорами, чтобы большой был, высокий, плечистый мальчик. После этого ребенку сразу пальцем в рот дают сметану, чтобы хорошо брал грудь". (Там же, Л. 46)

Вокуева Мария Федоровна, 1922г.р., с.Кельчиюр. "Приданое ребенку заранее готовить нельзя, т.к. новорожденный может умереть. Но можно тайно, чтобы никто не видел. Для детских вещей использовали старые ткани, новые не брали - жесткие. Через неделю после рождения ребенка несут в баню. С водой и мылом растирают все тело, правят головку, чтобы была без углов, круглая, растягивают ручки, ножки. У дочки нос был широкий, так дед правил. Зимой ребенка носят в баню раз в неделю, летом чаще. Если ребенок начинает ходить, а ножки кривые, их каждый день в бане вытягивают, чтобы прямые были. Сразу после рождения приходят с поздравлениями и подарками (пеленки, одеяла) близкие родственники, после соседи и чужие. Надо следить, чтобы не сглазили малыша, а сглазить любой может<...> У роженицы, если она слабая, в зубах - спичка. Ребенку в волосы тайно сыплют соль. Бывает - неожиданно глазки загноятся, заплачет сильно, безудержно, прыщики появятся, тогда надо сильно, резко брызнуть изо рта холодной водой, в любом месте дома. На люльку от сглаза обязательно что-нибудь накидывают<...> Люльку обычно передают родственники или делает кто-нибудь из родственников." Саму люльку делают из ели, дуги - из черемухи, шест березовый - не ломается. Разных размеров не делали, т.к. после года малыш спал уже в кровати возле матери. ( Там же, Л. 48)

Канева Ольга Петровна, 1927г.р., дер. Большое Галово. "Детей рожали в доме, принимала роды бабушка соседка, в деревне почти все бабушки умели это делать. Принимали ребенка в чистые тряпки из старой одежды, т.к. они мягче. Сразу же дают грудь, дня через три или когда отпадет пупок, несут в баню. Бабушка ребенка моет, растягивает, кладет на колено животиком, поглаживает, приговаривает: "Расти красивой девочкой, умной, работящей". Ребенка клали в люльку, которую получали от родственников. Люльки разных размеров делали в семьях, где много детей, или менялись с соседями<...> Ребенка показывают сразу, но под полог до сих пор цепляют булавку". ( Там же, Л. 63-64)

Есть сведения об обращениях к знахаркам, (знающим - теде) в случаях болезни детей. Любопытно отметить сведения об уникальной целительнице из села Гам Марии Ивановне Каневой, умершей много лет назад. Называли ее Тандзе Марья (Тандзе - родовое прозвище означает "могучий"). Ижемцы практически повсеместно о ней вспоминали, говорили, что знали ее и в Москве, и в Ленинграде. По воспоминаниям, она могла любую болезнь наслать и любую вылечить, но только не ту, что сама навела. После себя знахарка оставила ученицу - свою внучку, которая умерла в 1993 году.

 Имена, обращения - ним

 Прежде имена давали по святцам или по имени "хорошего" родственника. С этой целью спрашивали совета старших родственников. Нами было замечено, что в настоящее время часто имя передается через поколение по женской линии (например, у Агнии Григорьевны Каневой внучку зовут Агнешка, у Генриетты Петровны Сусловой внучка Гетта). Среди мужчин такой передачи имени замечено не было. Хотя имеет место тенденция к "сохранению" имени в семье. Например, Анна Феоновна Канева, 1921г.р., из с. Гам, вспоминает, что ее брата назвали Моисеем. Священник сказал: "Берите, что имя пропадает." А в 1951 году она назвала так своего сына. Заведующая ЗАГСом в с. Ижма Лидия Александровна подтверждает, что сейчас часто называют по именам старших родственников. Недавно ребенка назвали Иов в честь прадеда. Хотя (по материалам похозяйственных книг) наиболее популярны имена Николай, Сергей, Василий, Мария, Елена. В 1995 году среди мужских имен лидирует имя Михаил. Раньше часто в многодетных семьях детей называли одинаковыми именами. Но иногда имен "не хватало", тогда родители придумывали имя сами (например, родители Дуркиной П.И., в семье которых было 15 детей, назвали дочку Весна ( 30-е г. рождения). Случается, если ребенок умирает, его именем называют следующего ребенка.

В ходе исследований удалось зафиксировать следующие этнонимичные термины называния: новорожденные - ульчак ("сырой" - до одного месяца), дзоля челядь, младень. Так называют ребенка пока он не ходит, потом, лет до пяти просто - челядь, после - разделяют по полу: дочь - ныв,нылэй, сын - детина. Что касается терминологии называния, а это отмечали многие информанты, то следует отметить ласковые обращения к детям: "милая моя", "хорошая" (мада жале, жали,бурэ), "надежда моя" (надил мене), "золотая моя" (зэлэтан мене), "любимое дитя" (люби дитя), "не имеет преград для выполнения задания" (витэм херес). Эта терминология характерна именно для данного района и отражает особенности ижемского диалекта. Многие информанты сообщали, что детей старались не наказывать, в качестве порицания взрослые "обижались" - не разговаривали. Если малыш сильно расшалится, могли хлестнуть прутом, ремешком- рукой нельзя <можно почки отбить>. Старших детей ругали за невыполнение порученной работы, а в наказание могли не пустить гулять.

 Игрушки и игры - ворсöм

 Канева А.Г., с. Ласта." Играли в бабки- косточки подбрасывали, мяч делали из овечьей шерсти (шарик скатывали) и бросали в лунки (5-6 лунок), в лапту. Из бумаги делали кукол; наматывали бумагу на карандаш, перевязывали и обматывали тряпочками. В детстве таких кукол учились делать друг от друга." ( Там же, Л. 9-10 )

Канева Н.Р., с.Гам, помнит кукол из тряпочек, игрушки из птичьих костей, из рогов оленя, из лапки утки: сырую лапку с костями сильно сдавливали, сушили, потом на ней катали кукол. Первую куклу делали мама и бабушка. Основа - крестообразно скрепленные бумажные трубочки, затем куклу наряжали в национальный костюм из тряпочек, рисовали лицо химическим карандашом. Для хранения кукол делали специальные короба, которые изготавливались так же, как короба для переноски завтрака (буж) из сосновой щепы с "перетяжками". Для кукол делали такой же, но из бересты и ни чем не украшали. ( Там же, Л. 17)

Истомина П.Я., с.Гам., делала по нашей просьбе куклу и рассказывала, что кукол делали из бумаги, которую скатывали трубочкой, затем другую бумажку складывали "гармошкой"- штаны, их привязывали к основе тряпочкой и красной ниткой ("так положено"). Получался мужик - акань. Кукле женщине делали юбку из тряпочки, платок, девушка же была без платка. Лицо не рисовали, волосы не делали. Для куклы младенца делали из спичечного коробка колыбельку. Играли "как люди живут", но кукол не хоронили - "родители не разрешали". Имена куклам давали свои, одежду помогала шить мама из старой одежды. Играли с куклами на подоконнике. Хранили кукол в семье очень долго. ( Там же, Л. 21-22)

Чупрова М.Н., с.Сизябск. "Младенцам игрушек не делали, только колокольчики подвешивали". Подрастая, дети сами делали игрушки из оленьих косточек и рогов и с ними "играли в стадо, запрягали веревками". ( Там же, Л. 27)

Чупрова А.И., с.Сизябск. "Маленьким детям вместо погремушек подвешивали колокольчики и давали ложки, а старшие дети играли в бабки( "ловят кости"), кукол делали из дерева ( ? - Е.К.), из оленьих рогов.( Там же, Л. 28)

Вокуева И.Ф., с.Сизябск, рассказывала, что мать научила ее делать акань из бумаги. Таких кукол делала Ирина Федоровна и для своих детей. Основа - крест из бумажных трубочек, на которую "надевают" вырезанную из сложенного пополам кусочка ткани кофту. Валик из ткани складывается "под грудь" под кофточку, которую подвязывают пояском. Затем на основу наворачивают различные лоскутки: нижняя юбка, сарафан, передник. Лоскутков берется много, чтобы было пышно. Лоскутки выбирают яркие, "цветистые". В завершение на куклу надевают платок и подпоясывают. Кукле рисуют лицо. Волосы не делали, женщине надевали платок, а девушке - повязку из ткани или из ниток. Куклу- мужчину делали из бумажных трубочек: трубочка - основа, ее перекрещивает  трубочка - руки и две трубочки - ноги. Из бумаги вырезается кружок с прорезью посередине - шляпа. Такую куклу Ирина Федоровна делала последний раз в 8 лет (65 лет назад). Раньше еще делали кукол-детей. Играли с куклами на улице, делали домик (чом) из картона. Туда ставили ящики - стол, стулья, нeсли из дома сломанные чашки, старую утварь, приносили настоящий чай и там пили. Играли "как люди живут", только не хоронили кукол - "не к добру". ( Там же, Л.31-32)

Дуркина П.И., с. Ижма. Своим детям делала таких же кукол, какие были у нее - бумажных аканей. Их называли "колхозницами". Таких кукол научила ее делать мама. Из бумаги сворачивали трубку, верхний конец которой слюнявили и склеивали, "где потоньше - там голова. "Из лоскутков делали юбку и платок или повязку на голову. Если кукла изображала старуху, то брали ткани потемнее, для молодых- поярче; платок и юбка должны были быть разного цвета. Раньше лица куклам не рисовали, родители не велели, а теперь рисуют. Кукла-мужик - темные штаны из бумаги "гармошкой". Еще делали кукол, для которых в качестве основы брали перо гуся. Полина Ивановна называла таких кукол "правильными". У ее мамы, вышедшей замуж примерно в 1915 г. в приданом были и бумажные акани, и на перышках. Играли с куклами на улице, но чомиков не строили. В качестве кукольной утвари использовали битую посуду. Девочки готовили из глины шаньги, кулебяку (внутрь клали щепочку), потом сушили это на солнце. ( Там же, Л.40-41, 57)

 Вокуева М.Ф., с Кельчиюр вспоминает, что делали кукол из сложенной газеты, назывались эти куклы веселый хоровод или чики-брики. Делали бумажных аканей, а когда Мария Федоровна в 16 лет выходила замуж, взяла в дом мужа десять своих аканей (вся ее семья). Таких кукол учила ее делать бабушка. Позже Мария Федоровна делала их для дочери Генриетты Петровны, а та - для своей, дальше традиция не пошла. По нашей просьбе Мария Федоровна мастерит куклу, приговаривая, обращаясь к правнучке: "Серьезное дело - мастерим морт (человека), не надо мне мешать." По ходу изготовления поясняет, что кельчиюрские акани отличаются от ижемских: на кельчиюрских сверху надевали бумажную кофту. Ткань выбирается любая яркая. У акани должна быть нижняя юбка, т.к. в настоящем костюме должно быть 3-4 нижние юбки, чтобы бедра были широкие, а талия узкая. На голову кукле надевают повязку из ткани. Чем повязка уже, тем красивее. Раньше лица куклам не рисовали, а потом стали рисовать. Генриетта Петровна вспоминает, как с подругами и со своей няней играли с аканями - ходили друг к другу в гости. Хранили кукол в специальных коробах, куда их "укладывали спать" на перины и подушки. ( Там же, Л. 50-51)

Рочева А.В. 1932 г.р., дер. Большое Галово. "Кукол шили из лоскутков<...> Из спичечных коробков делали люльки. Зимой играли на подоконнике, летом - на улице (братья строили из досок чомики). Из досок делали мебель, посуду мастерили из глины. Аканей держали в специальных ящичках. Свой ящичек-сундучок Александра Вонифатьевна отдала дочери, когда та выходила замуж. ( Там же, Л.59-60)

 Канева О.П., дер. Большое Галово, вспоминает, что делали больших тряпичных кукол и маленьких  из бумаги и тряпочек. Для маленькой куклы делали основу из перекрещенных бумажных трубочек, затем куклу "наряжали". Лучше если рубаха была белая, сарафан темный, платок пестрый. Куклы женщины и девушки отличались только ростом. Лицо рисовали химическим карандашом. Имена давали по имени хозяйки. У Ольги Петровны было десять аканей, которых она хранили дома в коробочке. Играли чаще дома или на улице в чоме, который делали мальчики из досок. ( Там же, Л. 61-64)

Коллективные игры детей среднего возраста особым разнообразием не отличались. В основном вспоминали городки, прятки, лапту (матканач). Мальчики играли в игру под названием мачурка: один из игроков бросает в мишень острую палочку, и тот, кто успел ее перехватить, бросает сам.

 Молодежные игры

 Гезьен ворзен (веревка): все держатся за веревку натянутую по кругу, водящий стоит в центре и пытается затащить кого-нибудь из игроков внутрь круга, тот убегает.

Витас: между двумя девушками встает юноша, девушки по команде убегают, а юноша должен поймать обеих одновременно.

Выбор девушки: две девушки бегут не очень сильно, а за ними два парня, которые должны догнать каждый свою девушку.

Витлалэм: юноша с девушкой обходили лужок, беседовали, потом шла следующая пара.

Были качели, карусели, гигантские шаги, но это ставилось только по праздникам. В подобных играх участвовала молодежь 16-18 лет, младшие по возрасту - не допускались. 

 Приобщение к хозяйственной деятельности

Чупров Иван Ефимович, 1916 г.р., с.Гам. вспоминает, что мальчиков довольно рано брали на охоту. На охоте они помогали готовить еду,  разделывали рыбу, таскали воду, топили печь, мыли посуду. Примерно с 10-13 лет мальчики уже стреляли из ружья, управляли лодкой, а лет в 15-16 начинали охотиться самостоятельно. Внук Ивана Ефимовича с 9 лет работает на общественных полях и получает за это деньги. Лет с 6-7 дети начинают помогать на сенокосе, на молотьбе. (Там же, Л. 24)

 В семьях оленеводов дети с 9-11лет становятся учениками пастуха и тоже получают за свою работу деньги. На пастбище ребята отгоняют оводов палками, жгут костры от комаров, следят, чтобы олени не сожгли ноги. Девочки воду носят, стирают, готовят пищу. ( Там же, Л. 27)

 Традиционные представления о красоте

В ходе исследования была предпринята попытка, получить ответы на следующие вопросы: Что вкладывается в понятие "красивый" в плане внешней привлекательности, нравственных качеств? Какие средства и способы применяются для достижения большей привлекательности? Кроме того, нас интересовала терминология, эпитеты, раскрывающие эти понятия.

Выяснилось, что при выборе брачного партнера родители предполагаемых супругов пристрастно оценивали физические данные и внешний облик не только будущего мужа или жены, но и их родственников. Поскольку от этого зависел облик будущего потомства. Еще до рождения ребенка, во время беременности, женщина должна была придерживаться ряда запретов, чтобы будущий ребенок был здоровым и красивым (например, не обижать животных, не посещать "нечистые" места и т.п.). Сразу после рождения малыша над ним свершали ряд действий, направленных на придание ребенку правильной - красивой формы, т.к. ребенок еще "мягкий" и его надо "лепить". Правили тело, ноги, руки, лицо. Чтобы руки и ноги были длинными и прямыми, младенца клали на животик и сзади соединяли правую ногу с левой рукой и наоборот. Или клали на спинку и поглаживающими движениями вытягивали, выпрямляли руки и ноги. С рождения и лет до четырех во время каждого посещения бани ребенка поднимали, держа за голову. Эти действия сопровождались приговорами: "Расти красивой девочкой/ красивым мальчиком, стройной, высокой". Маленьким детям правили голову, мяли и приглаживали руками для придания круглой формы. Правили носы, приминая пальцами от кончика до основания, чтобы нос был узким.

 При обобщении имеющихся данных, сложились следующие образы коми-зырян.

Идеальная женщина.

  Высокая, рост примерно 165-170 см.; средней полноты (очень худые и очень полные - некрасиво); кожа - белая, светлая, " чем белее, тем лучше", тело белое как творог (рыськод ежит);

ноги прямые, длинные, руки длинные; лицо, губы - округлые (" круглые как калач"); нос прямой, узкий, глаза голубые; волосы длинные, вьющиеся, длинные, брови черные, густые ("соболиные").

Некрасивым считается: черные глаза и черные волосы ("черная как цыганка/сербиянка"); смуглая кожа.

Идеальный мужчина.

  Высокого роста, примерно 175-185 см, плечистый; лицо овальное, нос прямой; волосы темные, кудрявые, брови вразлет; глаза голубые, зеленые, карие, ресницы длинные.

Для мужчины допустимо сочетание черных волос и черных глаз, но недопустимы узкие плечи. Становление мужской красоты заключалось в физическом совершенствовании. Мужчину коми сравнивают с лесным зверем. Например, о красавце могут сказать, что он "сильный, как лось", "быстрый, как вода", "проворный" и т. п.

Девушки и женщины коми прибегали к различным ухищрениям. Например, особый покрой сарафана (жесткий лиф и пышная юбка) и несколько нижних юбок, для создания впечатления идеальных пропорций: узкая талия и широкие бедра. Для придания губам яркости их кусали, а щеки щипали, чтобы был румянец. Брови подрисовывали углем или карандашом. Волосы мыли золой - кунва, "чтобы были здоровыми и блестели". Пряди волос у висков накручивали на нагретый гвоздь, " чтобы локоны были". Девушка, достигшая внешнего совершенства, могла быть удостоена сравнения с русской куклой - роч акань, что для коми являлось высшей оценкой качества.

 По-коми "красивый" обозначается термином "мича" (например, мича зон - красивый парень). Мы предложили информантам оценить внешние данные героев сериала "Санта- Барбара", чрезвычайно популярного во время нашего пребывания в регионе. По итогам опроса среди женщин от 20 до 75 лет самой привлекательной героиней сериала названа Джина. Объясняли так: "И лицом красива, и телом хороша". За Джиной следуют София и Лили. Самым интересным мужчиной ижемки назвали Мэйсона ("красивый парнишка"), далее - Лайонел и Джеффри. А вот Круз ижемским дамам не нравится - " человек-то он хороший, да уж больно некрасивый".

 Приведенные материалы дают неполное представление о характере полученных в экспедиции данных. Следует отметить, что в ходе полевых исследований была так же собрана информация по следующим темам: "Современная социально-экономическая ситуация в регионе", "Уровень национального самосознания", "Традиционные праздники и обряды", "Колдовство, знахарство", "Верования", "Традиционная пища". 

 ***

В качестве приложения к публикации полевых материалов предлагается вопросник по программе "Особенности социализации детей у финно-угров Поволжья и Приуралья"[5].

 Блок А. Возрастные категории в языке, принцип выделения каждого возрастного этапа, предметное наполнение этапов.

1. Как Вы называете новорожденных, младенцев, маленьких детей, детей среднего возраста, старшего?

2.Что это значит?

3. Как долго длится каждый возрастной период?

4. Почему так выделяете?

5. Что должен уметь ребенок на каждом этапе?

6. " Как большой" - что должен уметь и знать ребенок сверх положенного?

7. " Как маленький" - что не умеет делать ребенок в своем возрасте?

8. Когда ребенок считается совершеннолетним?

9. Что позволяется делать подросткам?

Блок Б.

1. Сколько поколений живут в одной семье?

2. Какие родственники входят в семью?

3. Какие родственники ближе, а какие дальше? Чьи: по отцу. по матери?

4. Какие обязанности в семье у отца, у матери, у других родственников? Строго ли это разделение? Допускается ли участие мужчины в женских делах и наоборот?

5. Кто считается главой семьи?

6. Кто и по каким вопросам принимает решение ( право голоса. последнее слово)?

7. Кто считается кормильцем в семье? Зависит ли это от заработка?

8. Кто следит за тем, чтобы в семье был "мир и лад"? Что значит ладная хорошая семья ( как сказать иначе )?

Блок В.

1. Какое приданое должно быть у новорожденного? Когда его начинают готовить? Кто принимает участие в подготовке приданого? Можно ли покупать вещи заранее? Можно ли принимать вещи по наследству? От кого можно принимать старые вещи? Что должно быть в приданом у мальчика, у девочки?

2. Кто более желанен мальчик, девочка для отца, для матери? Какова их реакция на то, если родится не тот, кого ожидали?

3. Как определяют срок родов? Как проходят роды, если это происходит не в стационаре? Кто и как помогает роженице? Что делают в случае тяжелых родов? Кто и что делают с новорожденным ( пуповина. послед, первое купание, прикладывание к груди и т.д.)?

4. Кто следит и ухаживает за ребенком?

5. Регулярно ли кормят ребенка? Чем кормят? Из чего кормят?

6. Когда начинают приучать к бане, к туалету, к умыванию? Каким образом приучают?

7. Какие игрушки должны быть у ребенка? Кто их покупает ( изготавливает)? Как и из каких материалов предпочитают мастерить игрушки?

Как называется кукла (этноним)?

Как выглядит кукла?

Из чего делали кукол ( бумага, тряпки, дерево и т.п.)? Записать процесс изготовления. Новые или старые тряпочки используют? Можно ли делать кукол из старых детских вещей? Если нет, то почему?

Рисовали или нет лицо? Почему?

С какого возраста девочки начинали играть с куклами? Можно ли раньше? Почему?

Кто делал первую куклу? Когда?

Можно ли было выбросить куклу. подарить и т. д.?

Как выбирали куклам имена?

Сколько было кукол у девочки? Если по числу членов семьи, то изготавливалась ли кукла- младенец при рождении ребенка в семье?

Во что играли с куклами? Во что нельзя было играть? Почему?

Был ли у кукол дом? Кто его строил? Как он назывался?

Где хранили кукол? Как называлось то, где их хранили?

До скольки лет играли с куклами?

Могла ли кукла принести вред члену семьи, которого изображала? Каким образом? Что делали, чтобы этого не случилось?

Куда девались куклы, после того, как девочка вырастала, выходила замуж? Брала ли их с собой в дом мужа?

8.Когда и за что наказывают детей? Когда и за что хвалят детей? Как часто? Кто может это делать?

9. Кто из взрослых следит за ребенком кроме родителей? Когда и как?

10. Какие отношения в семье между старшими и младшими детьми?

Блок Г.

1. Как объединяются дети для общения? Кто входит в такие группы? ( Мальчики и//или девочки, одно- или разновозрастные дети.)

2. Кто возглавляет такую группу? Почему? ( Качества лидера.)

3. Чем занимается группа детей?

4. Могут ли дети переходить из одной группы в другую? Как, почему это происходит? Хорошо ли это?

5. Во что, в какие игры играют дети? ( Подробно описать.)

6. Как меняются интересы ребенка с возрастом?

7. Как выбирают друзей? ( Через родителей, живут рядом и др.)

Блок Д.

1. Ваше отношение к яслям, детскому саду, школе?

2. С какого возраста предпочтительно определять туда детей?

3. Охотно ли дети посещают эти учереждения?

4. Как и когда детей приобщают к жизни деревни//села? Кто приобщает?

5. Как и когда приобщают детей к трудовой деятельности? Кто приобщает?

6. Как и когда приобщают детей к обрядовой деятельности? Кто приобщает?

Блок Е.

1. С какого возраста отделяют мальчиков от девочек?

2. Что различается в воспитании мальчиков и девочек?

3. Какой должна быть "хорошая" девочка? Какие качества и как хотят привить девочкам?

4. Каким должен быть "хороший" мальчик? Какие качества и как хотят привить мальчикам?

Блок Ж.

1. Насколько близкие отношения у детей и родителей?

2. С какого возраста дети отделяются от родителей?

3. Как дети относятся к родителям? ( Боятся, уважают, дружат и др.)

4. Можно ли сказать, что у детей и подростков свой мир, своя жизнь?

5. Случается ли, что дети и родители ссорятся? Почему? Как мирятся?

Примечания:



[1] Архив РЭМ. Ф.2. оп.1. Д.1337. 

[2] Там же, Л. 2.

[3] Там же, Л. 3-6.

[4] Там же, Д.65а.

[5] Там же.


поиск

2


новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив



Микушев А.К.




Интернет портал WWW.KOMI.COM
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты