П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Республика Коми
Республика Коми



регионы

публикации

Архив :: Полевые отчеты и дневники

Полевой дневник. Июнь 1992 года. Тюменская область, Нефтеюганский район, река Салым, стойбище Пунси-II

Котов О.В. (Сыктывкар)

// Традиционное мировоззрение и духовная культура народов Европейского Северо-Востока.  Труды ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, Вып. 60, Сыктывкар, 1996.

При публикации полевых материалов полностью сохранён авторский стиль Олега Васильевича Котова (1953-1994).

Информанты:

Каюков Александр Дмитриевич, 1940 г.р.;

Каюков Аристарх Николаевич, 1954 г.р.

Праздник. Оленя забьем - вот и праздник. Его можно устраивать и летом,  и зимой,  когда оленя поймаешь. Собираются мужчины и женщины. Приглашает тот, чей олень будет. Намечает день,  когда приходишь.  Оленя забивают прямо у костра,  где делали отцы,  на том же месте. Этот костер только для праздника. Оленя привели, привязали, мужчины и женщины сидят возле одного костра.  Затем читается молитва, материал вешается богам. Оленя поручают одному богу (ставят ему). Он принимает оленя.  «Прими моего оленя, приглашай тех, кого ты хорошо знаешь, с кем ты хорошо живешь» Для женских богов - оленьих, для мужских - быков. Если нет, например, быка, а есть только олениха, то к уху привязывают ленточку (самке, например, бе-лую ленточку).  Оленей посвящают Санки,  Кон-ики,  Явун-ики, Воих-орт-ики (который делит лосей и диких оленей,  не домашних, по территориям), Ас-ики (рыбу делит), Терс-най (морской бог), Воих-орт-ики и всех зверей делит (соболей, например). Тёрс-най - морской огонь,  выглядит как огонь мелькает, как в тумане, но не стихия. Она находится в море, над землей власти не имеет, только над водой. В молитвах после Санки ее имя второй произносится,  хоть она и женщина (после Санки  - Тёрс-най). Мых-анки - земляная мать - жена Санки. Молитва перед забиванием оленя читается не меньше часа, всех богов надо пригласить к нему,  кому  поручается  олень.  («Некоторые старики так долго читали молитву, что ноги устают»,- Александр).  Если молитва кончилась,  к нему обращайся ему виднее:  «Пусть приходят те,  с кем дружбу водишь, Вашей жизни я не знаю,  где твои друзья, приглашай сам» У подземных богов только друзей мало, только у Мых-анки много. Санки оленя глушат дубинкой по затылку, потом дорезают.  «У нас свой обычай, а вот ненцы, например, или тромеганские голову отрезают и молитва у них короткая, крикнул и все, а у нас в старину, если читаешь - ноги устанут,» - Александр. Потому как при молитве все стоят,  шапки снимают,  хоть мороз, хоть что. Мых-анки оленя забивают по-другому, чем Санки. Най-анки считается как домашний огонь,  ей йир не делают. Халат делают, в огонь бросают, чтобы дети не хулиганили, чтобы в доме был порядок. К соседям ходим, соседей приглашаем, чтоб никто не смог обидеть. Тёрс-най - плот делают,  чучело делают,  оленя тоже режут.  Куклу. Когда все кончится, оленью шкуру за плот привязывают и плот сталкивают по течению.  Раньше старались выбирать оленя рыжего (красноватого) цвета,  хорошего  выбирали.  «Когда читают молитву, уже считают, что с духом говорил, душу животного отдавал» (Аристарх).

Явун-ики . Собираются к Явун-ики сейчас к Новому году, когда школьников собирают ( точного дня нет). Иначе сейчас с дальних  стойбищ не могут собраться.  Сейчас приезжают в основном с Большого и Малого Югана.  А раньше с Тромъегана и с Пима приезжали.  Оленя забивает молодежь, кого выберут люди, а молитву читают старшие ( их тоже выбирают),  кто лучше чи-тает  и  знает.  А  молодой лучше забьет,  чтобы оленя сразу убить,  нельзя мучить. Если плохо забьешь - некрасиво как-то получается. Бог может обидеться. Неуклюжему дать, так он может с хвоста ударить.  Женщина на дерево не может  залазить, но  может  пригласить  кого-нибудь  из мужчин,  так же как я (Александр) сейчас не могу лазить, то тоже приглашаю. Жертву приносит  глава семьи (и просит за семью),  если отец умрет, то приносит жертву старший сын.  Женщина не может, пока мужчины есть в семье. Аристарх: Сиирты - Медведя, Лося и Бобра. Раньше на Оби медведи не жили,  с теми мало общались. Медведи - Мултановы, Каюковы, Рыскины. Лоси - Ярсин, Ярсомов по Большому Югану.

Пыкыт -  один человек (говорят,  что род пыкыт по имени какого-нибудь человека).  У Аристарха - Меетики-пыкыт  (отец Дмитрий). Сейчас термин пыкыт не употребляется почти. Женщи-на, уходя из своего пыкыта, входит в пыкыт мужа.

Особенно на  Балыке хорошо там посмотреть ямы.  Балыкцы почти все умерли.  Салымцы и балыкцы сорились из-за угодий, не  любили друг друга.  Салымцы молились своим богам,  чтобы балыкцы все умерли.  Главный  бог  верховий  Салыма  -  Сот-тэм-тэ-ики (Сорхэм-тэ-ики).  У балыкцев - Ворт-торум-ики.  У каждой речки есть свой бог,  а еще у каждого поселения  есть свой бог, ему подчиняются. Ребенку бога определяет раньше шаман,  а сейчас - родители  (могут до рождения или после),  может что-нибудь присниться или кто-то заболеет.  Юлю я  определил  к  Касым-ими.  Поскольку она оленей много имеет. Стараются ребенка определить к сильному богу.  Женские боги - к девочкам,  это в основном Касым-ими и Пуус-ими. Пуус-ими дает всем детям рождение. Она везде: и на Салыме, и Югане. Пуус-анки и Пуус-ими - одно и то же. Мальчиков женским богам не доверяют, а девочек мужским богам доверяют.

Есть семейные  (пыкыттуих?) боги,  передаются из рода в род (т.е. из поколения в поколение. Отец передает бога, оставляет младшему сыну (минорат вообще). Все передается младшему сыну.  Старшие уходят, а отца-мать оставляют на младшего.  Старшие могут заиметь своего бога. У юганцев в основном берут коввоих - медведя и змею.  Любой мужчина и женщина  из Каюковых  берет медведя и змею.  Они понятливы,  но им может надоесть,  шаман может подсказать: «Ты их смени, возьми других»  У  каждого  Каюкова  их хранят дома в священном мешке (медведь из дерева,  змея из жести), который висит над изголовьем,  где чаще спит глава семьи. В углу не хранят, по углам у нас женщины спят. Мужчины спят посередине. Обычно располагают ближе к левому углу, в священных лабазах. Например, Явун-ики стоит ближе к левому углу. Там его оружие, припасы.

Айтонт - порода гусей. Его обзывают Тонт-ики, т.е. мужчина,  убивающий много  гусей  (кличка,  прозвище  мужчины).  Александра зовут Крутих-айпах (хантыйское имя Александра). Вопке-оутэ (Воотэу) - лиса-чурка как связать, не знаю. Саат-ики -  (муж тети Аристарха) саад - ящик для хранения живой рыбы. Он что-то украл из него, так и прозвали. Моего деда обзывали Длинный Дмитрий дедка. Так и нас могут обзывать. Канным-сан - родня. Так юганцы и салымцы друг друга называют.  Например,  ко мне  салымец  может  обратиться  Кан-ным-ики. Гром гремит - это Соттэм-тэ-ики поехал на  Юган,  не  к Явун-ики, а в Коганчиных (юртах), у него есть родственники и на Малом Югане. Считается, что салымский бог заведует громом и  молнией,  а  Явун-ики  или Кон-ики не могут.  Обычно Сот-тэм-ики едет в середине лета,  должно прогреметь семь громов (или  гроз?-О.К.).  Обычно  ночью.  После ее улета наступает тепло, а когда возвращается - холод, дожди и т.д.

Александр: Когда на новое место приезжают,  делают норы вотчининку этих мест. «Что, мол, тревожим тебя, чтобы не обижался, чтоб не отнял удачу,  чтоб не заболел,  мы,  мол,  не будем здесь слишком копаться, лишнего не тронем». Тост «Тоттанкэ-оянкэ» - здоровья и удачи. Домашний олень низкого роста. Раньше ели оленье сало. У некоторых  оленей  было на три пальца сала.  Особенно сало у меринов,  к весне сала не оставалось. Может быть и корм стал хуже - зараженные. С дикими смешались - рост маленький стал.  Чистых домашних почти не осталось. Оленя при рождении посвя-щают какому-то богу. Забивают, когда старый станет.Шаманы разные бывали. У нас были шаманы. В Рыскиных был Савелий  Рыскин.  Александра  из больницы взяли весной еще в школе учился.  Повезли весной на  оленьей  упряжке.  Вечером привезли  к Савелию.  Посадили на нары.  Савелий был хромой, без ноги.  Было 10 лет.  Посадили на нары (как сейчас сидим, т.е.  на  место для мужчин - от входа ближе к правому углу).  Начал играть на наркас-юх.  Отец сказал, мол, врачи не могут вылечить.  Не пел Савелий. Вдруг схватил двумя руками за ма-кушку,  крутил по солнцу и потом поставил  (что-то,  что  не знаю). Потом опять играл, но не пел. Потом перестал. Савелий вообще никогда не пел при шаманстве. Отец не спросил, «сразу спрашивать нельзя» Пока шаман сам не скажет. Только на следующий день отец пришел «Ну, чего узнал» Савелий сказал: «У него комар улетел, я его долго гонял. Душа  иитс-кутс комар». Догнал Савелий комара аж под крыльцом школы догнал.  Сразу я действительно  выздоравливать  стал.  (Был слабый - аппетита нет и бледный).

Хороший шаман -  имн тиирт. И есть атэм тиирт - плохой шаман,  который шаманит наоборот. Шаманят в обратную сторону (тырхи или пырхи - в обратную сторону).  Т.е.  чтобы человек заболел или чтобы у него удачи не было на охоте и т.д.  Если хороший охотник обратится к атэм-тиирт,  то наоборот у  него удачи не будет.

Как узнают шаманов - плохой или хороший?  Если  человек обратился, и у того ничего не вышло, или сосед обратился, зачем после этого кто-то к нему пойдет.

Про хорошего  шамана.  Если  пойдешь на охоту,  он тебе сразу скажет,  хорошая или плохая.  Или, например, (Аристарх говорит) у тебя 20 оленей. Ты приходишь к шаману и говоришь, мол, удачи нет, какому богу поклониться. Он говорит, у тебя, мол,  в  стаде  (сам не знает стада) бегает олень с лысинкой или нога белая.  Вот его и принеси в жертву такому-то  богу.  Это  был старик-шаман на Малом Югане - Егор Княмин.  Он тоже был хромой.  Он только песни пел и не играл и по солнцу крутился.  У  них на Малом Югане вообще оленей.  На музыкальных инструментах не играл.  Одежду  одевали  обычную,  домашнюю, только  сак без рукавов (?).

Мухоморы ели, только я (Александр) в это не верю. Я сам пробовал  до семи,  мухоморы сушат.  Больше 7 нельзя.  Можно 1, 2, 5, 7 мухоморов. Если шаманство не идет, он может добавить. Если съел один - шаманство не идет,  съедают еще  2+1 (по парам нельзя, т.е. по два гриба. Мысли уже бегают, Савелий с братом был в лесу,  потом вернулся в Рыскиных, сошел с оленей домой (хлеб что ли кончился).  Брат его в лесу  ждал.  Была  у  него  у Савелия лыжная палка вместо костыля (вместо ноги).  Когда брат вернулся,  спросил:  «Ты  дома  ночевал?» «Нет»,- отвечает тот,  сразу в лес вернулся. Потом вспомнил, что половину мухомора съел и в нарте уснул.  Ему приснилось, что кто-то его заставляет отрезать свою голову. Проснулся, а нож в руке около своей шеи. Это бог его заставлял за то, что он  ни за что,  ни про что съел мухомор (без дела,  да еще и половинку - О.К.).  Какой бог,  не знают.  Ну, мол, к какому богу он обращался.

Шаманы в жизни вели обычный образ  жизни  -  охотились, рыбачили.  Для  себя  они  не могли просить чего-то у богов, только для людей.  Даже у одного двое детей умерло, но он не просил у богов.  Но удачи в промыслах они просят. Если у шамана нет удачи в охоте или в рыбалке,  то люди начинают  его считать атэм-тиирт,  значит, где-то он ошибки совершил. Если удачи в промыслах нет,  но людей хорошо лечит, то имн-тиирт.  Люди ему все равно помогают.

Савелий с детства без ноги.  Один,  Василий,  его через голову бросил,  он ногу-то и сломал, вывернулась она. А врачей не было,  а люди боялись. Вот он дома лежит-лежит, думает:  умереть или повеситься.  Раньше окон не было,  а только дырки были в потолке.  Он смотрит:  куклы приходить  начали.  Куклы  - лесные божки,  маленькие такие.  Родители приходят, ничего не видят.  Потом Савелию надоело молчать,  он сказал: «Ко мне куклы приходят,  бегают вокруг,  в окошко приходят». После этого они,  куклы, перестали приходить. А он уже начал различать, кто из них кто.Вот мать рассказывала:  на Югане если что потеряешь или кто заболеет,  обратишься к шаману. Он свет тушит, боги приходить начинают и говорят меж собой.  Голоса разные. Спрашивают: «Ты  кто,  ты  откуда сошел» Он говорит:  «с КАТ КОН» (маленькое отверстие в дереве - дупло? - О.К.)  Только  главное,  что бы никто ничего плохого не сделал.  Шаман начинает кончать,  начинают собирать вещи,  которые потеряли. Один не поверил,  когда  боги  начали  приходить  (кто на коне,  как Явун-ики),  голоса послышались, а он спичку зажег. Там боль-шой котел стоял с водой, так он в нем оказался, а в углу шуба лежала, так боги там оказались. Лежат, шевелятся. Поэтому шаманы  все пропали.  Это мать рассказывала,  на Малом Югане это было.  Боги показываться не хотят.  Мать моя  с  Мановых юрт. После этого шаманов на Малом Югане не было.

Аристарх об Александре: Про свое шаманство расскажи.  Сны видит. Кто-то бутылку поставил,  в магазине что-то купил,  значит, что-то на охоте добудет, соболя, например. Ночью как-то приснилось, что одеколон налили,  пошел утром проверил - норка  попалась.  Там, где не было ни разу.Александр: Главное в примете - если кто-то в  руки  дал (например, стакан водки), а ты взял - все, значит, удача будет, а кто будет (какой зверь) - сам догадаешься.

Аристарх: Если медведь приснится - значит холодно будет.

Александр: Приснилось как-то летом,  что кто-то едет.  Хотя  летом кто  приедет - оленей пасут,  делом заняты.  А вечером гости приехали. Сорожка мелкая - это к снегу, а щука (много щук) - вообще мороз.  Приснится, что медведь гонится за тобой, а ты убежать не сможешь - значит сильный мороз.На обратной стороне Оби жен нельзя брать, нельзя на северной стороне.  Видимо, Каюковы вышли туда и там как бы все родственники нам стали (рациональное объяснение). Санки запретил там брать жен.  Сначала Явун-ики он запретил,  а затем нам.  Родственников  брать нельзя,  т.к.  взад-вперед играть нельзя было. Поэтому к Явун-ики приезжают на оленях с Агана, Пима, Тромъегана молиться в Б. Каюкова. Один раз сюда приезжали,  когда я был хранителем Явун-ики-тунх-корт (1971 г.) и держал его здесь.  Хозяин должен брать его с собой на охоту.  Специально для этого брали хорошую чистую новую нарту  (чтоб женщина не садилась). Эта нарта шла первой, запрягались туда только мерины,  хотя если передних оленей-меринов  не  было, приходилось мне и важенку запрягать.

Аристарх: Когда я был хранителем, у меня жена умерла. Я был хозяином три года с 1987 по 1990 г.  Явун-ики хранился на  нарах (на двух столбах) в палатке из белого материала.Александр: Летом ходил пешком постоянно каждый месяц,  или доверял помощнику,  мол, переодевай его. Окуривать надо было чагой и тремя  кусочками оленьего члена для запаха.  Пока переодеваешь, чтобы посудина дымилась. Это занимало примерно полчаса.  Это необходимо сделать до полнолуния (пока месяц растет).Аристарх: Каюковские могут  любой из поселка открыть лабаз,  сделать ПОРЫ без хозяина.  Явун-ики делают ЙИР под  Новый  год.  Хранитель ищет оленя,  ищет деньги - может купить оленя.  На шее Явун-ики - 7 платков нетемного материала.  Женщины сидят возле  костра в противоположной от лабаза стороне (они ему в лицо смотреть не могут).  Жены Каюковских должны от Явун-ики закрываться  - как будто бы он наш отец.  Он наш самый старший. Костер - поры-най. Ближе к лабазу сидят мужчины. Готовят дрова  и пищу мужчины.  Потом еду кладут в отдельную чашку и относят женщинам. Разжигает костер хранитель.Александр: Тёрс-най разжигают два костра - один олений (т.е.  для йир), а один костер богине (ее собственный). Из красного материала куклу делают.  Если воды нет поблизости,  то бутылку ставишь  -  три бутылки одному костру и одну второму.  Когда молитву кончаешь, стакан в костер плеснешь и три раза кланяешься. На третий поклон чучело бросаешь в огонь - это ей как бы в подарок.  (Это чучело богиню не изображает.)  В  основе чучела - березовая ветка с развилкой - Y.  Это связано с легендой:  когда Санки (?) родился,  Тарн-санки и Тёрс-най  не могли  костер  развести,  только одна береза была и береста.  Вот от бересты и зажгли огонь.  Вот поэтому береза священное дерево.  Выше березы - сосна, это дерево Тарн-санки (перево-дит как «семь человек»).  Еще вариант «Высший Санки» - «семь человек там» (Вероятно, речь идет действительно не об одном боге - О.К.) «Тарн - сильный значит» Молитву Тарн-санки интереснуюзнаю. Куплет прочитают, потом три раза выстрелят. Тарн-Санки, наверно, отец Санки, так как первый образовался. Верхний мир - НУМТАПТЛЕВ(?) семь планет, а точнее, семь слоев. Нижний мир - ЫУЖТТАПТЛЕВ (слышится ТАПТЕТ,  ТАПЕТ). Хороший шаман вверх поднимается, а плохой в землю уходит. Каждый может пройти 7 слоев. На каждорм слое должны жить, а мы посередине живем.  Нижний мир точнее (уут таптет;  что-то среднее между «у» и «ы»). Легенда: «Когда Явун-ики и Мосм-урт сняли головы и вшей искали,  Кон-ики их напугал: крикнул. Явун-ики только отклонился, а Моем-урт одел голову неправильно (а 2 макушки потому, что одел двумя руками).

Явун-ики как-то бабушку обманул. В капусту спрятался, а бабушка туда приходит, а там икра лежит. Явун-ики притворился мертвым, лежит под обласом. Заплакала бабушка: внучек помер, а он вскакивает.Когда женился,  в сову обратился. У нас сова священная, ее убивать нельзя.  Сова и есть сова.  У Торума, у царя дочь продают. Он ей мышей ловит. (Видимо, он в образе совы посватался,  женился, привез домой - О.К.). Она плачет, как с совой жить.  Утром проснулась - светло в доме:  «Кто лампу зажег?»- думает она.  А свет он него. Она смотрит: рядом прекрасный мужчина лежит.  А чучело совы  висит  на  стене.  Она схватила  чучело и начала рвать.  Явун-ики проснулся и говорит:  «Не рви, не рви, мне так положено совой быть. Мне проверить  тебя:  любишь  или не любишь» А мыши превратились в соболей.  Торум говорит:  «Ну-ка, зятя пригласите» А зять - сова. «Ну, какой у меня зять,»- удивился царь.

Аристарх: 7 слоев не может так,  кто-то выше,  кто-то ниже. Когда люди спорят или шаманят,  говорят:  «Я тебя отправлю на семь слоев вниз» Санки вышний, а Тарм-Санки - всевышний, он за 7 слоями живет. К нему с молитвами обращаются в исключительных случаях.  Например,  выхода нет, Санки не помогает. Все умирать начинают или война.Александр: Мых-тарм . Люди к нему почти не  обращаются,  обращаются тоже  в исключительном случае.  У него острая голова (чучело так делают).  К нему обращаются, кто хочет кого-то угробить, чтобы Мых-тарм его забрал.  Мых-тарм может быть и хорошим, и плохим. Кынь-ики, вероятно,  не  то  же  самое,  что и Атэм-пу-гут-ики (это сын Явун-ики, у него жена живет в Чагаево). Мых-анки . Вот,  например,  отец и мать у меня умерли, я должен верхним и нижним богам молиться: «Оттуда забираю, ту-да  утаскиваю»  Т.е.  в  этом случае делают молитву Санки и Мых-анки.Аристарх: Тарм . - это вообще другой слой. Бог видит, как человек к нему обращается, хороший или плохой. Хорошему поможет. А так боги сами помогают, не приказывают помочь другим богам.Александр: Ты сам должен мысленно решить,  к какому богу обратиться, кто должен тебе помочь (как мысли тебе идут).Аристарх: Явун-ики . на севере сначала пропадал,  не знаю, как туда забросился.  Женился  вроде сначала на казымской.  Украл 300 оленей (видимо, у казымских), камней украл, перекаты на Юга-не  делать,  чтобы лодки посторонние не прошли.  Потом с Оби двух жен взял. (Одна дочь Ас-ики-Ас-ики-эми). Явун-ики в лабазе стоит из лиственницы в человеческий рост, на голове со-болья шапка.  Еще одна жена, Эут-ими - основная жена, сейчас живет ниже по Югану (видимо,  в Чагаево). Сын у них Атэм-пу-гут-ики. Эут-ими и сын вместе в лабазе стоят. Летает в виде шара, который назад заостряется (тынлей - как водяная капля,  только горизонтально).  Летает над  деревьями,  в основном днем. Летает ближе к макушкам деревьев.  Когда жертву матери приносят,  его  вспоминают,  а  отдельно нет,  его не приглашают. Он там шаманит (видимо, о самом шамане) и говорит,  кому  надо  передать  очередь  на  хозяина Явун-ики. Вновь избранный должен сделать йир.  Вся передача осуществляется за день,  но готовятся заранее,  нужно  всех оповестить  (собрать мыр - О.К.).  Передача осуществляется в Тунх-пугуте в лабазе. Если хранитель уезжает ненадолго. Тунхи есть  в  каждой  юрте.  Вот  по Малому Югану есть Эут-ики.  Эут - это священное место. В Чагаево ниже Рыскиных - лабаз Эут-ики.  Жена в Эуте живет.  Видимо, и сам Явун-ики там же жил. Вырезают Явун-ики из лиственницы.  Когда мастер, делавший идола, умирает, тогда делает нового. Считается, что мастер умер, душу у божка как бы с собой берут. Мастера выбирает шаман из определенной юрты.  Явун-ики вырезают мастера из Усановых возле Тауровых. Выбирают не из Медведей. Мы, Медведи, не можем свое мясо резать. Шамана для выбора мастера вы-бирает народ. Последнего идола Явун-ики делал Кочеев Иван из Усановых.  (Потом поправился, что тот не из Усановых, почему его избрали - не знает,  говорит, что народ выбрал, мол, шаманов сейчас нет.) Раньше шаманов было много, была конкуренция, поэтому сначала выбирали шамана.Народ - это,  в основном,  старики (старше 40 лет - это старики). Йир в декабре. У Явун-ики три места - летом в летние Каюковы, зимой - в зимних, еще весной, как лед откроется он переезжает на рыбацкое место, там ЭУТ его. Это чуть повыше Каюковых - там старица Большого Югана - урей (километра 2 от  Каюковых).  Люди,  когда проезжают мимо,  каждый мужчина возле эута Явун-ики должен выстрелить обязательно три  раза. Раньше из луков, сейчас из ружей. Раньше караваны шли, человек по 50, все стреляли, пока эут не скроется. Возле Эут-ими тоже стреляют (там тоже старица - типа священная речка; примерный перевод названия - мол,  из  этого  вытекает).  Лабаз Эут-ими-кум на небольших столбиках.  Лесенка в одну ступеньку.  Она посередине,  а Атэм-пугут-ики по правую руку. Лежат их  личные  вещи.  Им делают поры и йир (по договоренности).  Эут-ими сидит в саке  без  украшений,  материал  однотонный, можно со цветочками.  Нельзя темного цвета. У Атэм-пугут-ики темный халат.  Он тоже сидит, он поменьше намного, головы на три.  Голова, заостренная кверху. Возможно, есть капюшон (из красного материала). Копье Ягун-ики хранится у Ивана в лабазе.У Явун-ики по правую  и  по  левую  по  семь  копий.  У Эут-ими  тоже копья вроде есть.  Божки сидят на оленьих шку-рах. «Когда все боги собрались, а Кон-ики где отсутствовал и каждый,  что хочет,  то и выделывает.  Один шкуру (скальп ?) снял с головы.  И смеются,  мол,  Кон-ики нас не видит. А он зато слышит. Как крикнет громко, как гром среди ясного неба.  Все перепугались. Один под котел забрался. Так его и хранят.  Который вшей смотрел,  у него два завитка, две макушки, т.к.  неправильно шкуру на голову одел»

АСИПТСОХЛАНДЛ -  на  этом  месте  люди принесли богам в жертву собак (плохим богам - четное количество). Мой дедушка не поверил,  что это плохое место,  построил там избушку. За зиму у него умерло двое детей и жена. Он оттуда сбежал. Дома уже  начали свистеть,  кричать.  На плохом месте не селятся, если даже не слышал,  что место плохое. Вот едешь на оленях, приезжаешь на место - пни, коряги, вывороченные деревья - на таком месте нежелательно останавливаться на  ночлег.  Темные силы в корягах живут или в дуплистых деревьях.  Иногда чувствуешь,  что не по себе как-то, то лучше уехать. Звуки могут раздаваться, огонь мерцает, что-то темное маячит.

На месте старого дома нельзя строить новый дом.  В заброшенных домах живут эти черти.  Лучше на кладбище ночевать, чем в заброшенном доме. Двое поспорили. Один в доме остался.  Мол,  люди здесь жили.  Который на кладбище остался, слышит, как покойники заходили, голоса послышались. Один из них сказал другому:  «Сходи,  мол,  к соседям, к нему сегодня гости приходили (т.е.  живые люди на поминки), еда осталась у них, у нас у ребенка еда кончилась» Вышел тот и пошел к  соседу.  Поразговаривали они,  другой под поезд попал.  Может быть от того,  что  место  для  дома  выбрали  плохое.  Может  быть, Явун-ики обиделся, что не ходят.

Порнэ - которая быстро, все наспех делает, не до конца. От слова «порпятта» - быстро, невпопад. Людоедок не было. Моч-нэ - женщина-гость. Моч-ко - гость-мужчина.

Святые места.  На  слиянии Большого и Малого Югана есть высокая гора,  священная,  тоже Эут,  но там  другой  бог  - Ягун-орти (Ягун - это место слияния двух рек). Этот бог, ви-димо,  называется Эут-ики. Во всех эутах общераспространенные могут быть  Эут-ики,  если жена Эут-ими.  Жертву приносят на эутах.  Даже можно на эутах приносить жертву Тёрс-най -  она все равно дойдет. Гора высокая, посередине болота на вершине Югана. Там тоже святой лабаз, бог сидит там, выделяется.

Или, например, кедровый мысок (павур - священный островок - кедровый или хвойный лес среди воды). Это небесный бог раскидал.  Эти рощи, здесь не стреляют, в павурах делают порэ.  Был лабаз.  Это место возле Немчиновых юрт на  Юганской Оби. Водовороты тоже считаются священным местом. Там поры делают на берегу,  не доезжая водоворота  (водяному  богу,  их много,  они по-разному называются), потом едут дольше. Такой водоворот (у водоворота есть дух), например, есть возле Немчиновых, по Югану таких нет.Мы с Леонидом рыбачили вместе, у него 12-сильный мотор.  Оба раза,  проезжая этот водоворот выше Немчиновых,  ломался винт. Леонид сказал, что, мол, обижается на нас.

Ас-ики тоже родственник Явун-ики. От него зависит удача на  рыбной ловле.  Когда йир делают,  обязательно приглашают Ас-ики. Явун-ики и Ас-ики были приблизительно равной силы.

Санки и  Мых-анки . - муж и жена.  И он,  и она наказывали своих детей. Санки свою дочь Санки-эви наказал. Бросил ее на землю.  Она зацепилась за развилку дерева и  сгнила  там.  И расползлась медведями по лесу. От нее медведи пошли.

Она с братом с родным сожительствовала  (т.е.  Санки  и Мых-анки).  На озере Большое Каюково и на Тупсилоре вэсы во-дились.  На первом от него волны большие шли, а на Тупсилоре лед толстый становился,  так он его разбивал. Ведь рыба даже лед с палец толщиной разбить не может.  Собака и лось навряд ли  могут  превратиться в вэс.  На Кеум переехали,  там тоже озеро большое.  На лодке на корме у него  кузовок  маленький был из свежей бересты,  яркий такой,  светлый,  а щука,  она хватает блесну блестящую. Вдруг сзади облас кто-то толканет.  Лодка перевернулась.  Он оглянулся, смотрит: волны расходятся. Щука - ВЭС его толканул.

На Демьянке  муж  моей сестры тоже видел на озере,  как волны расходятся. Это озеро тоже считается священным местом, возле реки Танция.  Оно исстари считалось, что там ВЭС есть.  Один старик что-то неправильно сделал,  не поверил,  что ВЭС здесь  есть.  То  ли он далеко заплыл,  то ли в неположенное время рыбачить начал.  Потом вернулся,  обласок не  вытянул, пошел  в избушку спать.  Ночью шум такой,  волны доходили до порога избушки. Обласок унесло.

Я так слышал,  что мать этого шамана, Пашк-ики, в молодости увидела лесного духа,  который хотел жениться на  ней.  Она рассказала об этом,  а он перестал появляться.  А лесной дух передал ее сыну,  как шаманством заниматься, даже не то, что научил, а, видимо, увидел (лесные духи замечают, который человек  шаманом  может быть),  что ее сын имеет способности шамана и хотел жениться на ней. А она, видимо, тоже шаманкой была (вообще-то,  женщины у нас забитые),  но промолчала про свое шаманство.  Но рассказать про свое шаманство  не  могла даже мужу.  Видимо, лесной дух ей подсказал, что ты не рассказывай никому, а то, если многие узнают, то шаманство у тебя потеряется.  Шаманить не сможешь.  А зачем терять, если я могу с богами разговаривать,  удачи попросить.  У нас  такое понятие,  что шаманов боги лучше слышат,  чем простых людей.

Ну,  сыну передалось шаманство. К нему люди стали приходить, видимо, толк был. Мой дедушка Дмитрий Михайлович - Александра отец - основатель этого стойбища обращался к нему. Он тяжело заболел, перед смертью перед самой. Они с Пашк-ики почти ровесники были. Дедушка тоже представлял себя немного шаманом.  Мог вылечить себя в легких случаях: мухоморы ел, сны разгадывал.  Но перед смертью (года за два) он  обратился  к Пашк-ики, мол, тяжело стало, сам не могу вылечиться. Тот по-шаманил и сказал,  что мать-земле тебе йир надо сделать. Ничего не помогло. Ну, это, когда верхние уже не помогают, обращаются к подземным,  а подземные к себе приберут.  Видимо, Пашк-ики уже знал,  что делать нечего, все равно умрет. Поэ-тому правду сказал,  но не прямо.  Видимо,  делал перед этим йир Санки делал дед, но не помогло. Оставалась Мых-анки.

Шаман может сменить (они знают,  в чем дело. Мать-земля зовет)  по просьбе просителя на другого человека,  например, на маленького ребенка, но кто-то должен быть из его семьи.

Мать моя комара йитс-кутс потеряла. Напьется, так помешательство.  Обратилась к Пашк-ики. Тот не совсем, но поправил.  После пьянки через 2-3 дня,  а то и неделю случалось с ней помешательство. Не спит, ходит, поет, но не буйная. Отец тоже не спит,  горло резал себе,  чтоб не мучаться. Ну, тоже помешался. У меня тоже было помешательство, видимо, от матери  передалось.  После  запоев как-то неделю не спал,  когда брат Антон утонул (старше на 4 года),  в то  лето  и  сестра застрелилась. Искали брата, выпивка там была, потом чушь на-чал нести. И боишься уснуть, как будто случится. Первая жена Аня  уснула  в пьяном виде и не проснулась - сердце разорвалось.  А мать, когда брата искали, в воду кинулась, а меня в больницу положили.  Посторонние думали,  наверное,  что боги нас наказывают.

Халат для Тарм-Санки . с семью полами. Так как семь халатов трудно сшить,  вот сшивали народом семиполый  халат  с семью  меховыми  воротниками.  И  вешается на красное дерево (сосну).  Может один человек это сделать. Если народом - мыр соберется,  народом  просят.  Мыр - это весь Юган может быть объединенный с Малым Юганом.

Жена с мужем жили.  Детей долго не было.  Как-то, когда мужа не было, жена отрубила себе пальчик с левой руки, мизинец, нечаянно, завернула в тряпку, положила в туис. Пошла на улицу, слышит, ребенок плачет. Зашла домой - не нашла, вышла на улицу - снова слышит плач.  Зашла, все перевернула, нашла в туисе ребенка.  И она его усыновила,  стал он расти, вырос за три дня,  богатырем стал. Ездил везде, дрался с Манк-ики, женился на дочери царя (русского). Его одарили подарками, он вернулся домой. Родители еще живы были, а дом весь развалился.  Один угол у чувала еще держался.  Ну, он сказал, что он их сын. Отец обрадовался, полез обниматься-целоваться, а тот толкнул  его  нарочно.  Тот упал и превратился в средних лет мужчину.  Мать полезла к невестке,  та тоже толкнула, и мать помолодела. Потом сын что-то взял (не помню что), бросил через голову,  обернулся,  а там дом новый  стоит.  Потом  еще что-то бросил,  там олени или кони появились,  добро разное.  Эту сказку я слышал в детстве,  в этой сказке постоянно  Обь вспоминается.Этот сказочный человек -  Монь-ко . моря перелетает. Может в сову превратиться, в ястреба, уме щуки, птицу, медведи помогают.  У Монь-ко было кольцо волшебное,  его украли, потом кольцо долго искали, а самого бросили в колодец. У него кошка и собачка была.Волосы и ногти.  Волосы нельзя оставлять где-то. Например, на Малом Югане был, волосы с собой привез. Ногти суют в варежки, когда подстилку выбрасывают, выбрасывают ногти возле туалета, возле собак. Волосы сжигаются на костре, в чувале - но только мужские.  Женщины уносят свои волосы  в  лес, кладут в дупло или в расщелину. Опять же возле собак.

Женщины хранят волосы в крышке  берестяного  короба.  У каждого свой.  Года три Юле будет, и у ней будет иннэт. Хранят волосы отдельно, а складывать могут вместе. Ногти женщины тоже собирают: с рук - в варежки, с ног - в нырики, в тапочки.  Собирают до смены подстилки в варежках,  ныриках.  И подстилки тоже к собакам. Волосы. ногти оставлять - это свой йитс-кутс раскидываешь,  жизненную силу уменьшаешь, ум потеряешь. Женщина из чужого рода не может сжигать волосы здесь, а Люба уже может как моя жена,  а вот ее сестра (если  приедет) увезет волосы и ногти с собой, даже если бы она была из рода Бобра.

Стараемся, когда  близкий родственник умер,  ни волосы, ни ногти не стричь,  так как и так потеряли и еще что-то терять.  С близкими родственниками тоже как бы часть йитс-кутс уходит.  Работу с ножом,  с топором нельзя делать, землю копать нельзя, так как считается, что землю и так копали. Землю вообще нельзя просто так трогать.  Шить нельзя,  но  если шить начинаешь,  что-то надо сделать.  Т.е.  инструмент надо поточить,  подстругать камень или точило на тот предмет, который хочет обрабатывать.ВЭС или  йинк-вэс - в воде находится,  берег  разъедает.  Он в виде большой щуки,  карася,  окуня, неестественно больших.  Очень-очень старый лось не хочет жить,  подойдет, воду попьет и в ВЭС превращается.  Так же и другие животные.  Вэс видеть к несчастью.  Мой отец плыл с напарником на 2 обласах по Большому Югану. Видит: вода перекатывается - Юган перегорожен,  видно, что бугор, около песка чуть-чуть открыто. Они там и проскочили.  Веслами старались не грести, чтобы не задеть его, не спугнуть, а то перевернет. Как бревно лежит.

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Тексты  записаны  от   Каюкова   Василия   Егоровича, 1930 г.р. Стойбище на реке Ваглик.

Жили когда-то Лесной дух и Болотный дух.  Долго ли, коротко ли жили они в мире. Болотный дух решил начать с Лесным духом войну.  Услыхал об этом Лесной дух,  приказал  собрать свое войско из триста человек, и еще приказал сделать корневые вязки и положить на дороге в болоте,  откуда будет  идти Болотный дух, сами все сели недалеко в засаде. Немного пришлось ждать, земля заходила: идет Болотный дух. Только сделал три или четыре шага по корневым вязкам, как тут же упал, тут сразу же его поймали войска Лесного духа.  Болотный дух орал очень сильно, но ничего не мог сделать один против 300 человек. Тут ему порвали ноги и руки, после чего и убили. А жена Болотного духа слышала,  как орал ее муж и говорит сыну: ты, говорит, посиди, а пойду посмотрю. Отец провалился в болото.  Но не тут-то было: ее поймали и сделали то же самое, что и с мужем.  После этого они отправились к Болотному духу домой и убили сына.  Так они расправились с семейством Болотного духа.                              

* * *

Жили-были лиса  и заяц.  Жили они,  жили,  лиса говорит зайчихе: «Пошли крапиву рвать» Нарвали они крапивы, поехали домой.  Лиса  говорит  зайцу:  «Ты давай первая с горки скатись» «Нет,» - говорит заяц. - «ты на меня  сзади  наедешь,  я руки-ноги поломаю» Лиса все же заставила скатиться. Зайчиха поехала и сломала руки,  ноги.  Лиса положила зайку в сани и привезла домой.  Зайчата видели, как мать Лиса приехала одна и пошли узнать,  где мать.  Лиса сказала,  что мама  Зайчиха приедет попозже.  Лиса сварила зайчатину,  тут лисята начали спорить,  кому достанется заячья голова. Зайка услыхала, что мать  Лиса съела и пошла домой собрала брата и ночью они ушли. Шли они,  шли,  пришли к женщине. Эта женщина им говорит: «Встретите на дороге гибкую березу, под этой березой не проходите» Не послушалась сестра, прошла под березой и остался брат под березой.  Вернулась сестра за братом. Пошли дальше, встретили еще одну женщину,  она им говорит:  «По дороге вам встретится береза, не ломайте веток». Не послушалась сестра, сломала ветку.  Брат-заяц остался под этой  березой.  Сестра пошла дальше.  Шла-шла,  решила заночевать. Постучала в один пень, оттуда выскочила Баба-Яга и говорит: «Зачем ты мой дом ломаешь?» Рассказала зайка ей все, решили заночевать вместе.  Ночью проснулась зайка от холода,  смотрит:  а бабушки  нет. Побежала догонять. Догнала, а Баба-Яга у зайки шубку унесла.  Отдала бабушка ей шубу,  и оттуда пошли они вместе. Шли они, шли и пришли к двум юношам.


поиск

2


новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив



Коми национальная интеллигенция: учительница А.Г. Кузиванова, поэт А.А. Чеусов, студент В.П. Налимов с братом. У.Т. Сирелиус. 1907 г.




Интернет портал WWW.KOMI.COM
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты