П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Республика Коми
Республика Коми



регионы

публикации

Архив :: Полевые отчеты и дневники

Христианские сюжеты в фольклоре коми старообрядцев Средней Печоры

Шарапов В.Э.

При рассмотрении традиционной обрядности коми старообрядцев Средней Печоры значительный интерес представляют не только те или иные особенности обрядовых текстов, обусловленные этнической историей данной местности1, но и народные толкования ритуальных действий и предписаний. Подобные фольклорные тексты определяются исследователями как "имеющие своими источниками канонические и апокрифические жития и являющиеся образцами народной герменевтики, поэтическими толкованиями книжных текстов, закрепленными в устной традиции".2 Примечательно, что подобные тексты представляют собой явную контаминацию христианской традиции (старообрядческой) и народной (коми) мифологий3 и содержат в себе в свернутой форме традиционные представления о групповых и индивидуальных нормах бытового и ритуального поведения, характерного для определенной этноконфессиональной группы.4 Таким образом, фольклорные толкования канонических старообрядческих текстов в контексте традиционной семейной обрядности могут представлять собой ценный источник для изучения духовной культуры и традиционного мировоззрения коми старообрядцев-беспоповцев на Средней Печоре.

О НАКАЗАНИИ ЗА АБОРТ

Один из самых тягчайших грехов - аборт. Женщине, сделавшей аборт, после смерти на том свете придется ей есть свой зародыш, запеченный в кулебаке. (Яблонская Мавра Киприяновна 1924 г.р. д.Аранец)

Голова убиенного в утробе младенца будет на том свете торчать между ребер у женщины, сделавшей аборт. Сколько абортов сделает женщина за свою жизнь - столько у нее из-под ребер младенческих голов на том свете торчать и будет.(Головина Марфа Павловна 1904 г.р. Щугор)

Снять это наказание за аборт можно только через пост, продолжительностью в период взросления человека - 20 лет.(Ерогодская Домна Евсеевна 1911 г.р. с.Усть-Соплеск)

На том свете совершившую аборт по грудь погрузят... Ангел младенца приведет и спросит: "Чей это младенец, кто мать у него?" Мать ответит: "Мой это младенец! Отдай мне его!" Руки протянет к ребенку, а ангел ответит:"Надо было раньше брать, когда Бог давал тебе его. А теперь это дитя уже не твое". (Попова Мария Филипповна 1919 г.р. д.Конецбор)

Жена у Кир Фома Миша, когда была беременна последней дочерью, решила сделать аборт. Накануне того дня как ехать в больницу в Печоре приснился ей сон: Как-будто едет она на санях - в те времена на лошадях еще и ездили. Вот около Покойник-шора два каких-то длинных мужика в белых одеждах повстречались. Спрашивают:"Куда ты едешь?" Она и отвечает:"По делам". "Знаем по каким ты делам едешь" - говорят они, - "Посмотри туда". Смотрит она, а около саней яма вроде котла, а там всякая нечисть варится - лягушки, ящерицы, змеи. Вобщем всякая мерзость. Эти двое дают ей вилки и говорят: "Ешь". Она начала отказываться, говорит: "Не буду!" На что они ей и отвечают: "Если сделаешь то, что ты задумала, вот такую мерзость и будешь есть". Раньше говорил, что если сделает женщина аборт, то на "том свете" сварят младенца, которого из утробы вытащили, подадут этой женщине и заставят ее съесть его...После этого сна она никуда и не поехала. И смотри - вон какая красивая дочь выросла! (Пастухова Анна Константиновна 1937 г.р. с.Соколово)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РОДАХ И ТАИНСТВЕ КРЕЩЕНИЯ

Некрещенный младенец на том свете слепым будет. Крещенные младенцы на том свете будут птицами. Будут лететь, собирать плоды с деревьев. А некрещенные будут ползать - собирать, что будет падать с деревьев.(Попова Мария Филипповна 1919 г.р. д.Конецбор)

Все некрещенные дети на том свете в Рая попадут, но только слепыми будут. На них нет греха - если что и сделали скверное, то их грехи родителям идут.(Яблонская Мавра Киприяновна 1924 г.р. д.Аранец)

Некрещенные дети на том свете все будут слепыми, а крещенные подобно птицам будут летать - плоды с деревьев собирать, а то что будет падать, то слепые будут подбирать. Они - слепые - летать не смогут, будут только под деревьями ползать.(Артеева Акулина Прокопьевна 1908 г.р. д.Кожва)

Богородица изподмышки Господа родила, а людям воспретила подобное. У нее свят дух через подмышку вышел из-под правой руки. На левой руке бес живет - оттуда не выйдет. А на правой Господь.(Головина Марфа Павловна 1904 г.р. Щугор)

Одна женщина семерых родила. Одного покрестили, а шестерых нет - не успели, как-ли, почему-то так получилось. Вот эти шестеро некрещенных бесами и стали: один к реке спустился - это вауса; второй в бане поселился - это гуранька; третий в лес ушел - это лешак; четвертый - стал дедко; пятый - шыань; шестой - олысь.

Раньше старухи так говорили: как ребенок родиться - надо крестить. А мы все некрещенные. Я сама про себя говорю - лешачиха я некрещенная. Вообще-то все братья-сестры мои крещенные. Я одна такая.(Пастухова Анна Константиновна 1937 г.р. с.Соколово)

...В старину говорили. Одна женщина двенадцатерых родила. Незамужняя. Без мужа жила, блудила, принесла "чурок". Вот и спрашивает она Господа: "Семья моя с голоду умирает - чем я стольких прокормлю, нужна им пища. Как мне их обуть, одеть и прокормить? Господи - кормилец, как мне такую семью прокормить? Семью 12 душ..." И послал Господь то ли Миколу батюшку, то ли огненного ангела к ней: "Ну что тебе? Сколько детей у тебя?" А бабе стыдно за такую большую семью признаваться - незамужняя: "У меня шесть, шестеро у меня. Больше никого нет." "А не обманываешь?" "Нет." "Хорошо, я еще раз тебя спрошу - сколько у тебя всего детей? Ответь." "Шесть и есть..." "Хорошо. Пусть шесть, если не обманываешь... Шестерым Бог и даст пищу, а других шестерых глазами более не увидишь - Шувьялон они будут." Обезьяна, медведь... Медведь также человеческий род - как у человека большой палец у него, и все пальцы. вот они и стали носиться (шувьявны). Они бесами стали и рассеялись по свету. Других шестерых не увидишь более глазами. Вот потому и грех обманывать. Всегда правду надо говорить.(Попова Мария Филипповна 1919 г.р. д.Конецбор)

...Женщина спрятала детей в погреб. А когда спустилась в погреб за детьми - их уже и нет там, потому что отреклась от них, не призналась... Господь ее спрашивал - хоть и знал, а проверял ее. Ей стыдно было - не призналась. В погребе половину спрятала, шестерых детей спрятала, шестерых в доме оставила. Вот их-то и не стало - они-то и стали "шувгынъясон". Это шувгынъясон и есть. Они не бесы, а просто они шувгынъясон и называются. Это люди такими стали. Так и бродят. Это те, о которых женщина не призналась. Они в шувгынос и превратились. Вся эта половина в шувгынъясо и превратилась.

Шувгыны носятся, бродят... Идет-идет, затем начинает между домов крутить, песок поднимает, завихряет, затем вдруг к реке понесется. Одна бабушка рассказывала: "Одного унесли. Привезли, а там такие же как он - унесенные когда-то шувгынами. Среди них была одна женщина, которая и говорит этому человеку: "Трое суток будут тебя держать, но ты ничего не ешь и ничего не говори - молчи. Я вот так же сюда попала как и ты, только некому было меня научить. Я у них ела, разговаривала поэтому на все время них и осталась. А ты ничего не делай - не откликайся, ни с кем ни о чем не говори". Так трое суток он там и прожил так как научила его женщина. А на третьи сутки эта женщина спрашивает шувгына: "На что ты такого принес - не ест, не разговаривает! Унеси обратно откуда принес!" Схватили шувгыны того человека и унесли обратно, бросили на землю за ограду возле дома.(Яблонская Мавра Киприяновна 1924 г.р. д.Аранец)

Шувгын - это мути, бес. Когда над водой идет - все крутит, поднимает. Говорят некоторых людей уносил. Бывало пропадали люди. Тогда надо читать молитву "Да воскреснет Бог".(Головина Марфа Павловна 1904 г.р. Щугор)

О ПРОВОДАХ УМЕРШЕГО В ИНОЙ МИР

Гроб стараются делать без гвоздей, скрепляя его деревянными шипами. Такое предписание объясняют легендой:

После смерти одного нечестивого царя его гроб скрепленный гвоздями поставили в церкви. Бесы под куполом церкви подвесили огромный магнит, после чего гвозди притянулись к нему и гроб поднялся к куполу. Тогда окружающие стали говорить: "Наверное он был святой..." Хотя в действительности царь был очень грешен и нечестив. Вот поэтому и говорят что делать гроб гвоздями - грех.(Яблонская Мавра Киприяновна 1924 г.р. д.Аранец)

За два часа до выноса гроба "верные" староверы и кто-нибудь из родственников умершего рассаживаются в изголовьи покойного, зажигают четыре свечи - одну у изголовья, одну в ногах и две по бокам - и поют:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас... Поют тропарь Михаилу Архангелу: Михайло Архангел, Гаврило Архангел, Кой Исак, Аграм, Перевезите меня через огненное море, По Христову Богу, По прекрасному раю, Раю молю Богу, Превечные домы, Как мы станем - умрем, Руки, сердце прижмем, Никто нам не помогает Ни друзья, ни братья, Только нам помогает от своя труда Милостыня праведная.(Артеева Акулина Прокопьевна 1908 г.р. д.Кожва)

Эта молитва толкуется следующим образом:"Они, Петр и Павел, перевозят после смерти души умерших через двенадцать огненных рек и если это душа грешного человека, то бросают на середине - на шестой реке". Петр и Павел верховные апостолы. Когда умирает человек они перевозят его душу через 12 огненных рек. Если праведно жил человек, не причинял другим зла - перевезут. А если во грехах и распутстве жил, веру под ногами затоптал и умер без покаяния - на шестой реке и бросят его. Вечно там и будет гореть человек в голоде, в жажде, в пламени. Змей вокруг тела обовьется. С одной стороны огненный столб, с другой - ледяной...(Пастухова Анна Константиновна 1937 г.р. с.Соколово)

Раньше говорили, что когда умрет еретник, то его надо похоронить не лицом вверх на спине, не лицом вниз на животе, а на левом боку. Так, чтобы он не поднялся и не смог беспокоить живых. Чтобы он и вниз не смог спуститься - живущих внизу не стал беспокоить. Чтобы только вдоль, внутри земли ходил куда захочет.(Яблонская Мавра Киприяновна 1924 г.р. д.Аранец)

Прощаются с умершим следующим образом - к могиле подходят с правой стороны и говорят: Прости меня грешного, Небесный Бог да простит тебя, Помилует и благословит. Чтобы тебе там место в свете и тепле, В достатке и довольствии было есть и пить. Во сколько бы лет не умер ребенок, хоть даже еще в люльке находился, на том свете все равно будет тридцатилетним.(Артеева Акулина Прокопьевна 1908 г.р. д.Кожва)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОТОПЕ

Перед всемирным потом Господь повелел одному человеку построить плот. Тот построил большой-большой плот и когда начался потоп многих людей спас - и грешных и безгрешных. От того сейчас и много зла на земле, что грешные на том плоту спаслись. Спаслись бы только чистые, праведные, то все бы сейчас хорошо было. А потоп продолжался три недели. Над водами летало много птиц, а сесть им было негде - кругом вода. В те время жил какой-то огромный зверь с огромными ветвистыми рогами. Вот уставшие птицы и стали садиться тому зверю на рога. Тяжесть была слишком велика и зверь утонул. Вот и говорят, что теперь находят какие-то кости (мамонта или еще какого зверя) - это и есть остатки рогов того зверя, которые с водой по всему свету разошлись.(Шахтаров Евгений Ермолаевич 1960 г.р., д.Аранец)

И до Потопа люди жили долго. Тогда все стали плохо жить - так же как сейчас: ни родни, ничего не стали признавать. И послал Бог Потоп на землю. Во время Потопа только одна семья спаслась. Семья Ноя. На плоту построили дом и так спаслись. Зверей и птиц взяли на плот - всех по паре. Остальные погибли.(Яблонская Мавра Киприяновна 1924 г.р. д.Аранец)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЕ, АДЕ И ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ

Грешного распутного человека в смоляном котле будут сжигать, пока он не станет как ячменное зернышко, затем вновь будет расти. Наберет свой вес и рост. Вновь будут сжигать его и так бесконечно. Там в Аду все плохое: ящерицы и всякая мерзость.(Попова Мария Филипповна 1919 г.р. д.Конецбор)

До Христа все люди уходили в Ад: и праведные, и грешные. Вот только когда Господа распяли за грехи людей, когда Он воскрес после трех дней, Он и вывел из ада всех святых, пророков и праведных людей, живших до него. После этого Ад и стал жаловаться: "Вот меня Сын Марьи разорил..." А Сын Марьи (Христос) ответил: "Не плачь, Последние Времена глотка твоя переполнится и сверх того изблюешь еще". Так сейчас и есть... Темными люди и стали, потому что плохо живут. Раньше говорили: "В старину Сатана много по всякому кудесничал - пугал, и являлись эти безобразные. А сейчас, в Последние Времена, он ничего такого не будет делать, не будет показываться, потому что и без него люди сами так живут - все пьют, ругаются, а Бога забыли и не веруют". Всякого грешного человека участь в Аду - там огонь, дым, тьма и всякое зловоние. Всякого, кто творил беззаконие, кто не признавал Бога, Сатана в Ад приведет. Сам Сатана подобен зверю, имеет много голов и длинный хвост. После смерти человека душу праведного ангелы несут в Рай, а душу распутного, грешного - бесы в Ад. Там будет мучаться до Страшного суда. Когда на Страшный суд людей поднимут, душа вновь войдет в тело и вновь воскреснет человек. Некоторые, кто хоть чем-то заслужил милость Господа, Он возмет из Ада в Рай - пусть хоть и не в самое светлое и теплое место. Других, кто ничем Его милости не заслужил, вновь отправят в Ад, где они и будут мучаться, но уже на ходясь в своем теле.

Кто не был крещен, не принял святого крещения, тот хоть и будет слепым, но ему будет легче. Он как бы не давал обета, а поступал по неведению. И на него еще может придти милость Божия. Да если попадет он в Ад, то ему будет легче: не так глубоко его бросят, как вероотступника, да и слепому ему там будет все же легче - всякой нечисти и мерзости не будет видеть. А кто от веры отрекся, затоптал под ногами - тот будет глубже мирского в Аду. Только в дни панихиды свет Царства небесного будет на него падать. Будет видеть свет как бы сквозь игольное ушко. В то время как мирским свет Царства небесного будет виден как звезда на небе.(Яблонская Мавра Киприяновна 1924 г.р. д.Аранец)

Говорят в Последние Времена будут птицы с железными клювами летать. Так и есть - вон самолеты летают. В Последние Времена земля будет охвачена железными поясами. Уже сейчас провода вон везде. Если опояшут все - долгой жизни не будет.Придет такое время, когда всем печати будут ставить. Перед началом суда глотка у Ада еще переполниться... (Артеева Акулина Прокопьевна 1908 г.р. д.Кожва)

У Ада глаза огромные, огромной ширины рот, в размер дома голова. Рот всегда открыт у Ада. Вечные муки - это и есть, когда в черную глотку Ада засунут. Как наш дом рот у Ада. Вот такие большие глаза! Кто пяница - тот в котле горит. Блудники и кровосмесители высунув язык стоят. С одной стороны огненный столб стоит, с другой ледяной. Вот они промеж этих столбов.(Головина Марфа Павловна 1904 г.р. Щугор)

...Сгоревший от вина будет еще глубже. В смоляном котле сжигать его будут. Руки только из котла будут торчать. Будет кричать: "О горе, горе, горе мне великое!" Сгорит. Станет как ячменное зернышко. Вновь будет расти до человеческого размера. И опять будут сжигать его до ячменного зернышка. И так вечно. Пьяниц, кто от вина умер, так будут сжигать.В Последние Времена Господь спиной повернется за то, что сильно грешить будут. Не будет принимать молитв...

Бог говорил:"В Последние Времена много ложных храмов будет. Туда не ходите. Они некрещенные."

В раю кругом золото висит, яблоки. Младенцы птицами летают - как у птиц крылья и ноги, а туловище, лицо и рот как у человека.(Артеева Акулина Прокопьевна 1908 г.р. д.Кожва)

...Некогда два человека жили: Адам и Ева. Господь им сказал: "Все можете есть, кроме плодов с одного сада". Ходили они, через многие прекрасные сады прошли. Много всяких вкусных плодов попробовали и подошли к этому саду с прекрасными яблоками. Один из них и говорит: "Давай попробуем?" Второй отвечает: "Нельзя. Запретил нам Господь есть плоды с этого сада". Собрались было уходить они, но не устояли перед соблазном и стали есть яблоки с этого сада. Не устояли они перед искушением, не смогли уйти из этого сада. Вот потому-то мы все и родились. Это блудные яблоки были, от блудного дерева. От них и блуд пошел. Потому-то и Господь запрещал их есть. Не ели бы этих яблок, может никого бы и не было. Может и сама Земля-Мати не существовала бы...(Головина Марфа Павловна 1904 г.р. Щугор)

В старину говорили, что в Раю всем людям по 25 лет будет.(Попова Мария Филипповна 1919 г.р. д.Конецбор)

Небесный Иерусалим - это Рай. Тот свет, Царство Небесное. Там все прекрасно: прекрасные зеленые сады с яблонями, молоко и мед ручьями текут. Одни праведные там будут, кто по божьим заповедям жил. Во сколько бы лет человек не умер, пусть даже младенец в люльке, все равно там ему будет 25 лет. Это уже после Суда будет. Кто распутно жил тот вечно будет мучаться. Схватят бесы душу его и уволокут в Ад. И там всю жизнь он будет мучаться. Ад внутри земли. А если праведно жил человек, то его ангелы Бога возьмут.(Яблонская Мавра Киприяновна 1924 г.р. д.Аранец)

ЛЕГЕНДЫ О ХРИСТЕ.

Господь был как обыкновенный человек. Хотел людей спасти телом ли, душой ли - своими страданиями. Через свои страдания Он и сделался Исусом Христом. Прежде Он Духом Святым был, а матерь Его - Мария. Пророк к ней пришел и говорит: "Скоро примешь ты во чрево свое дитя - забеременеешь". Смутилась она: "Как я могу забеременеть, когда мужа не имею". Пророк отвечает ей: "Свята Духа ты должна родить". Исус Христос Святым Духом прежде был. Затем воплотился в человека. Жиды знали, что Он Господом будет. Человек с ними ходил - Иуда. Вот его то Господь и за солью послал. Сидел Он вместе с Апостолами и говорит: "Предстоит мне сильные страсти претерпеть, а вы бодрствуйте, не спите". По ночам потому Господь и спать не повелевает. Надо средь ночи встать и три раза совершить крестно знамение с поклоном. Если по Божьим заповедям живешь - такие вот и требования. Вот приходит Он к Пророкам, Апостолам, а те все спят. Укорять их начал:

- Как же вы не бодрствуете!

- Нет, - говорят - Господь, не спим мы.

- Как же вы не спите, когда я прихожу, а вы все не слышите, не видите, все во сне глубоком.

Сели кругом. Исус Христос и говорит:

 - Кто-то из вас предаст меня.

 Тогда все клясться стали:

- Не я, Господи, не я! Никто из нас не предаст тебя!

 Господь знал уже, что предаст Его Иуда. Поставит Исус посуду с солью, вот туда в банку с солью и засунул палец Иуда. Пойдут с Иудой. Жиды повстречались. Грозятся распять Иуду:

 - Приведи на того человека, Сына Марьи.

Отвечает Иуда:

 - Я покажу Его. Сами вы Его возмете.

 А Господь в ущелье скрывался. Вышел оттуда. Вот тогда Его и схватили. Рапяли Его. Издевались всячески, надругались на Ним. Тогда один жид говорит истязателям:

- Почему вы издеваетесь над человеком, оплевали Его. Весь Он в крови и в ранах.

Отвечают истязатели:

- И тебе сейчас достанется!

Сказал тогда Господь тому жиду:

- В Царствии Небесном будешь рядом с Моим престолом.

 Потому что заступился он за Господа, хотя и не знал, что это Господь - все Его звали Сын Марьи.

Распяли господа. Всяко злословили. Сняли с креста. Начальник у жидов сначала не разрешал снять с креста. Тогда жена его просить стала:

- Посмотри как горько плачет мать Его.

 Лишь тогда разрешили снять с креста и похоронить. Большой камень положили. Этот камень Он на третий день и перевернул, сдвинул. Прежде говорил Он:

- Через три дня Я приду и на престол сяду.

Когда Он воскрес, все жиды упали, погибли. Поколебались звезды в небе, попадали. На небо он поднялся прямо на престол.

Когда Господь воскрес Иуда в огонь бросился. Господь и сказал:

- Ой, Иуда, Иуда... Если бы ты ко мне обратился, попросил прощения, Я бы тебе простил и не горел бы ты в огне.

Господь много милости имеет, если у Господа прощения попросишь.(Головина Марфа Павловна 1904 г.р. Щугор.)

Предал Иуда Господа. В Пасху утром собрались ученики, приготовили стол, поставили в середине жаренного петуха, а сами сели вокруг стола. И вот один из учеников говорит: если оживет этот петух, то и Господь оживет. Отвечают ему: как может ожить Господь, когда Он распят и весь гвоздями приколочен? А знал один из учеников, что сердце Господа не прибили гвоздем, потому что на грудь Его села муха, которую приняли за шляпку гвоздя. Говорят: смотри весь приколочен, даже в сердце шляпка гвоздя торчит. Вот потому-то грех в доме муху убивать. Она села на грудь и спасла Господа. И говорит тот ученик: если вновь обрастут перья у этого жаренного петуха, если он оживет, сядет на забор и прокричит ку-ку-ре-ку, то и Господь оживет, воскреснет. Так и случилось. Смотрят, петух начал перьями обрастать, весь оперился... Затем встрепенулся, взлетел, прокричал ку-ку-ре-ку и сел на забор. И Господь воскрес.

"Есть стих о том, как Господа предал бесам, неверным татарам, Иуда - брат его, за 30 золотых:

Юда Христа продавала

На тридцать злотник отдавала

Крест и Господь расковали

Руки, ноги гвоздем колотили

Белая листы провашала

 Христу голову проломили

Плачет пэ, плачет мати да

 Пресвятая, Пречистая да Дева Марья

Ох, мы пэ еси да Петыр да Павел

 Хоромые вы апостолы

Возьмите пэ кущи да золотые

Отпустите живы души мертвы

Три душа только рай не спускается:

 Первая душа тяжко согрешила

Вторая душа утробный младенец потребила

Третья душа хлеба спорина вынимала...

 Которой да стих почитает

 Которой да слушает

Тот, кто родителям покорен

 Не сварлив и послушен

Тому даст Господь на том свете

Божьи благодатные хоромы.

(Артеева Акулина Прокопьевна 1908 г.р. д.Кожва)

 Один слепой старик услышал, что где-то явился Господь и после этого отправился на его поиски. Спрашивают его встречные: "Куда ты идешь?" Отвечает слепой старик: "Господа иду искать." Смеются над стариком: "Посмотри на себя, слепой, в какой ты одежде - тебе ли Господа искать?" Но старик шел дальше. Повстречался ему один мужчина, который спросил: "Кого ты ищешь?" Старик отвечает: "Господа..." Мужчина тогда ответил ему: "Я и есть Господь." И взял слепого старика на небо.(Головина Марфа Павловна 1904 г.р. Щугор)

Если бы Господь не захотел - никто бы Его не смог поймать и ничего бы ему не сделали. Поднялся бы на воздух и кто бы что мог сделать. Но ради нас, ради людей, ради людских душ отдал себя Он на распятие. От святого духа Он воплотил и принял образ человеческий. Когда иудеи стали искать его, чтобы предать распятию, Он спрятался в каком-то сарае в сене. Лошадь туда пришла и стала есть сено, разбрасывая его и тем самым открывая Христа иудеям, искавшим Его. Господь тогда и сказал лошади: "Скверной, поганой отныне ты будешь! Чтобы мяса твоего никто не ел!" Вот лошадь с тех и поганая. Свинья пришла и наоборот начала сеном накрывать Христа. Накрывет, накрывает соломой, чтобы никто его не увидел. А до этого свинья считалась поганым, нечистым животным. И вот с тех пор Господь судил: "Свинному мясу быть самой лучшей пищей". А лошадь проклял Господь - нечиста, погана она. Вот люди и не употребляют ее в пищу. Только татары да вороны едят. А свинья наоборот - после благословения стала лучшей пищей для людей.

На лошади нельзя даже на могилу везти покойного, запрещается это. Говорят, человек же не мерлин. Даже, говорят, на санях нельзя - если можешь, то надо на шесте, на лайкане, нести на кладбище гроб с покойным. Правда зимой из-за больших сугробов приходится все-таки на санях везти - тащить на веревках.

Когда Господа повели на распятие на спину Ему положили крест. А крест был сделан из сырого дерева, только что срубленного. От того крест был очень тяжелым. Вот этот крест и нес Христос по болотам... Много мук претерпел, много страданий перенес, крови пролил. Затем железными гвоздями прибили Его. Ради людей все эти страдания принял.

Один разбойник шел среди народа. Вот разбойник и говорит: "Что же над добрым человеком издеваются и насмехаются. Над такими как мы разбойниками и пяницами - пусть издеваются. Это Господь - праведный человек. С небес ради людей Он снизошел". За то что разбойник вступился за Господа душа разбойника в Рай поднялась - Господь простил все его грехи за эти слова.

Когда Христа распинали на грудь Его муха села. Истязатели Его приняли муху за шляпку гвоздя и потому не прибили гвоздем в том месте. От того и заповедовал Господь: когда садятся за обеденный стол первой пищу мухе дают.(Яблонская Мавра Киприяновна 1924 г.р. д.Аранец)

Когда Исус Христос скрывался от жидов, Он укрылся в стоге сена. К этому стогу подошла лошадь и мордой начала разбрасывать сено, открывая Исуса Христа жидам. Господь тогда и проклял ее: "Чтоб мясо твое никто из людей не ел. Одни вороны!"

Придет туда корова и будет накрывать Бога сеном. Господь и благословит корову, чтобы всегда ей жить рядом с человеком, чтобы мясо и молоко ее были бы пищей человеку.(Попова Мария Филипповна 1919 г.р. д.Конецбор)

Иуда, который предал брата своего, скрылся в лесу, чтобы удавиться. На многих деревьях пробовал удавиться Иуда, но все они не выдерживали - ломались. И только осина не согнулась и не сломалась. А Господь намеревался простить Иуду. Вот потому и проклял Господь это дерево за то, что дало возможность Иуде умертвить себя.(Артеева Акулина Прокопьевна 1908 г.р. д.Кожва)

Когда Господь ехал в Иерусалим, он проезжал мимо одинокой осины. Шелест листьев осины испугал осла, на котором сидел Господь. Осел отскочил в сторону и Господь упал. Встав, Господь проклял осину: "Во всякое время да будут шелестеть листья твои - не будет покоя для них!" Вот с тех пор хоть тихо, хоть ветренно - все время шелестят листья осины.(Попова Мария Филипповна 1919 г.р. д.Конецбор)

Когда Господь въезжал в Иерусалим перед распятием, то бедные люди покрыли перед ним дорогу ветками вербы и ивы, а богатые стелили ковры. По дороге богатых Господь не стал ехать, а поехал по вербеным и ивовым ветвям. От того и праздник - вербное воскресение. В последнее воскресение перед Пасхой.(Яблонская Мавра Киприяновна 1924 г.р. д.Аранец)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АНТИХРИСТЕ, САТАНЕ, БЕСЕ

По всякому Бес может являться: и в образе человеческом, и в образе скота, и в своем бесовском обличии. По всякому. Как захочет - так и покажется.(Попова Мария Филипповна 1919 г.р. д.Конецбор)

В старину говорили, что Антихрист и Господь были родными братьями. Один праведным путем пошел - Господом стал, другой в Антихристы ушел. Этот Антихрист царем будет. Один по всей земле будет властвовать. Все покорятся ему. Один над всеми управлять будет. Сейчас Антихрист уже в миру. Где-то служит. Скоро объявится. Имя ему Александр. Три года он будет править. Многих прельстит. Вон как сейчас пенсию поднимают и все мало - еще больше хочется. По всякому он будет прельщать. На лбы и правые руки печати будет ставить. Деньгами будет кожа - скоро поменяютя. Многих прельстит... Кто не покорится кто откажется в антихристы записаться, кто откажется печати на себя принимать - тех умертвит, всячески будет истязать, в огонь бросать. Потом некоторые пойдут к этому бесу есть просить: "Дай нам пищи голод у нас". Тот ответит: "Я сам уж три дня без еды". Это будут последние его слова. Небо будет медью, земля - железом. Вот он и скажет тогда: "Чем я могу вас прокормить, если Сын Марьи не дает ни урожая, ни посева..."(Головина Марфа Павловна 1904 г.р. Щугор.)

Пред Последним концом Антихрист придет. С виду будет как человек, только с хвостом, как и все бесы. Будет носить длинное пальто, чтоб хвоста не быдло видно. Потому и говорят, что грех носить длиннополую одежду. Антихрист царем будет. Будет царствовать в Последние времена. Всяко прельщать будет людей. На лоб и на правую руку будет ставить антихристову печать - число 666. Будет говорить: "Кто печать примет того бесплатно будем кормить". И многого всякого будет говорить, чтобы только склонить людей на свою сторону. Участь тех, кто примет антихристову печать - в озере огненном, цепями свяжут и поволокут в огонь.

Сатана издавна существовал рядом с Богом. Господь сделал рыб, вложил дух в них и пустил в водоемы. Сатана, то есть Бес, также сделал рыб - налима да щуку. Такие же получились во всем, как и Господь сделал. Только дух в них Сатана вложить не смог - бездыханные они у него и мертвые получились. Сатана бил-бил налима и щуку, но они не шевелятся, не двигаются. Так у него ничего и не получилось, хотя с виду рыбы были такие же, как и у Господа. Не имеет Сатана (Бес) Духа жизни, чтобы в кого-то вложить жизнь. Смущать и грехом прельщать людей только может.(Яблонская Мавра Киприяновна 1924 г.р. д.Аранец)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

В писании написано, что 2000 года не исполнится. Кончина земли будет. Страшный суд. Земля будет гореть. Сейчас все люди как бесы стали: матерятся, курят, пьют.

Во время Страшного Суда все во прах превратится. Тьма густая как ночь осенняя покроет землю. Будет также темно как ночью по осени. Раскаленные камни будут падать с небес - вся нечисть исчезнет. Только тогда земля, преисполненная грехом, измениться. Некоторые спасутся. Раньше говорили, что нужно срубы (домовины) на могилах ставить. Те кто успеют внутри сруба во время Страшного суда спрятаться - спасутся.(Артеева Акулина Прокопьевна 1908 г.р. д.Кожва)

Когда наступит Страшный суд все люди пробудятся. Вновь примут свой облик. Все тогда воскреснут: кто в лесу потерялся, кто в воде утонул. Рыбы в зубах принесут кости тех, кто когда-то утонул, кого съели рыбы. Как протрубит трубою Господь - все воскреснут. Все в страхе и смятении от лица Господня - волосы дыбом встали, глаза налились кровью. В этой жизни не испытать человеку такого страха, какой будет там. Как только Господь бросит жезл свой, так у людей глаза из орбит выйдут, волосы дыбом встанут. Такие страсти их тогда постигнут. Книги откроются. В них вся жизнь человека расписана, все дела его и помыслы. Всякий день, всякую минуту пророки и ангелы записывают. Все грехи человека. Бесы тоже записывают. В листах у них что творил человек, что делал. Если же покаялся человек, просил у Бога прощения и Бог его простил, то бесовские писания не будут иметь силу. На двенадцать локтей будет земля гореть. Останутся одни праведные. Грешные в пламени будут гореть. Вечно будут гореть. Наверное этой жизни уже не будет.

После Страшного суда будет Тысячелетнее царство - бесконечное царство. Кто праведно жил, тот в Рай пойдет, а кто распутно - творил беззаконие - тот в Ад.(Яблонская Мавра Киприяновна 1924 г.р. д.Аранец)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВУДЖЕРЕ

Когда-то блудный бес бродил - весь в крови и гною. Кто-то его и спрашивает:

- Неужели нисколько нет у тебя стыда что ты в таком виде бродишь весь в крови и в гною? Неужели не можешь в Печоре умыться или в ручье каком?

- Ух, - смеется бес... - Ангелы, Архангелы всю воду освятили и на Печоре и в ручьях и в озерах - все покадили. Близко не подойдешь. Вот если только у какой небрежной хозяйки осталась посуда с едой или с водой без крышки - в них только и купаешься. Они то весь наш срам, всю кровь и гной пьют. Они то всего этого не видят. Закрываем им глаза.

Вот потому раньше и говорили, что обязательно надо открытую посуду закрывать или вуджер ставить - какую-нибудь деревянную палочку или щепочку поперек ставить - чтобы бес не зашел.(Пастухова Анна Константиновна 1937 г.р. с.Соколово)

Поставишь посуду с едой и обязательно ставишь вуджер - сверху накрываешь палочкой - чтобы бес туда не зашел. Вуджер - это как нательный крест - оберегает от бесов. Раньше говорили, что с Иванова дня Бог ставит на воду вуджер до дня Ильи - в эти дни можно купаться, а в другие дни нельзя - бес в воду может утащить.(Денисов Иван Семенович 1938 г.р. д.Конецбор)

ЛИТЕРАТУРА

1. Смотри: Научный отчет этнографической экспедиции Печорского краеведческого музея "Материалы по истории заселения бассейна реки Средняя Печора и традиционной духовной культуре коми старообрядческого населения в данном регионе. 1993-1995". Исполнители: Шарапов В.Э., Чувьюров А.А. Отчет хранится в фондах Печорского краеведческого музея.

2. Никитина С.Е. Стихи духовные Г.Федотова // Г.П.Федотов Стихи духовные. 1991. с.149.

3. Конаков Н.Д. Представления об Аде у народов коми // Пермяки и финно-угорский мир. Тезисы докладов. 1995. с.88.

4. Фишман О.М. Феноменологический подход к изучению группового сознания тихвинских карел // Кунсткамера. Этнографические тетради. 1993. с.20.


поиск

2


новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив



Ууно Таави Сирелиус




Интернет портал WWW.KOMI.COM
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты